Подпись: Когда деревья были маленькими 
(документальный очерк был 
подготовлен к юбилею школы)

ШКОЛЕ № 95 - ВТОРОМУ ДОМУ МОИХ ДЕТЕЙ ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ!

(Дети семьи Дроновых уже 25 лет учатся в этой школе!)

В январе 1967 г. мы отпраздновали новоселье. С бал­кона пятого этажа, выходящего на север, нам открывалось чистое поле, которое весной стало желтым от цветущих одуванчиков. Мы радовались, что рядом с нами строится прекрасный детский сад. В пяти минутах ходьбы от нашего дома стояло новенькое здание школы среди маленьких, недавно посаженных деревьев. Мы были рады, что нашей дочери Наташе по дороге в школу не придется переходить улицу.

Время бежало быстро. Сначала Наташа сидела дома с няней Марией Андреевной, прекрасной образованной женщиной из старой купеческой семьи. Они много читали, гуляли. Мария Андреевна чем-то походила на Арину Родионовну, няню А. С. Пушкина. Она много рассказывала, общалась с Наташей на равных, несмотря на разницу в возрасте почти восемьдесят лет. Думаю, это общение повлияло на память и способности Наташи. Любые тексты она запоминала с первого раза. Позже она говорила, что ей стыдно за свои пятерки, но стоило ей просмотреть текст, она его «фотографировала». У других моих детей этого феномена не было. Потом няня заболела, и Наташу отдали в соседний детский сад, где детей готовили к школе. Наташа свободно читала, решала сложные задачи-головоломки, которые любила загадывать моя мама. Мы отдали ее в школу в шесть лет. Это было в 1972 г.

Это был такой праздник — первый раз в первый класс! Но потом оказалось, что выписывать палочки Наташе скучно и неинтересно, что хочется гулять. И тогда я стала учить свою дочь делать уроки быстро и хорошо. Мы ставили перед собой часы. Просматривали задание и назначали время, за которое его нужно будет выполнить. Например, двадцать минут — на выполнение математики, потом перерыв. Двадцать минут — на выполнение русского языка и так далее.

Думаю, что эта привычка быстро выполнять не всегда интересную работу очень помогла ей в жизни. В целом учеба в школе Наташе нравилась. Она была очень эмоциональной девочкой и училась с интересом. В первых классах у нее была прекрасная учительница Мария Григорьевна Герасимова, которая в тетрадке рядом с каждой пятеркой ставила красную звездочку. Когда число звездочек достигало пяти, появлялась красная звездочка на обложке тетради. Это очень стимулировало детей. Было очень много разных творческих заданий. К этому времени у нас родилась вторая дочь Нина. Это были годы, когда мы с мужем защищали кандидатские диссертации, стали болеть наши родители. Со второго класса мы практически не помогали Наташе в учебе, она училась самостоятельно. Я не проверяла домашние задания, редко заглядывала в школу. Ее занятия были четко организованны. Дома была хорошая библиотека.

Теперь я могу по достоинству оценить вклад прекрасных учителей школы № 95 в образование, воспитание и судьбу моих детей. В 1975 г. классным руководителем в классе Наташи стала Тамара Ильинична Синьковская. Молодая, красивая, добрая и требовательная, она стала второй матерью для всех детей этого класса. Иногда оказывалось, что она знала наших детей лучше, чем мы — родители. Например, после восьмого класса мы хотели перевести Наташу в математическую школу, чтобы потом она пошла по нашим стопам. Наташа слабо сопротивлялась. Возможно, что мы сломили бы ее, и она прожила бы жизнь в нелюбимой специальности. Но Тамара Ильинична сказала:

— Зачем?! Зачем ей математика? Наташа — очень эмоциональная девочка, типичный гуманитарий! Дайте ей возможность самой сделать свой выбор!

Наташа очень увлекалась литературой, много читала. Ей повезло с учителями по литературе и русскому языку. В четвертом и пятом классе ее учительницей была Мария Макаровна Мигель. Они писали творческие сочинения на свободные темы. В старших классах литературу и русский язык преподавала Лилия Васильевна Тихомирова, На уроках они много спорили, отстаивая свое мнение. Каждому ученику Лилия Васильевна нашла в русской поэзии поэтический портрет, они были очень довольны. Наташин портрет был из Блока, которого она перечитала с большим удовольствием. Так преподаватель лишний раз обратил внимание учеников на русскую поэзию.

Математика моим детям давалась легко, и, конечно, это - заслуга Анны Александровны Кодзоевой. Я - доцент кафедры высшей математики РГУпс могу оценить качества этих занятий профессионально. Когда у нас в институте организовали школу, я приходила за советом к Анне Александровне. Ведь преподавание школьной математики имеет свою специфику. Я получила много методических советов Анны Александровны. Мне это очень помогло в работе в нашей школе. У меня создалось впечатление, что Анна Александровна - одна из лучших школьных учителей математики в Ростове, а, может быть, и в России. Хотя мои дочери получили гуманитарное образование в университете, в тех случаях, когда им приходилось сдавать экзамены по математике, они легко получали свои пятерки.

В классе, в котором училась Наташа, пять учеников, в том числе и Наташа, получили золотые медали. Эти дети были такие разные, с различной профессиональной ориентацией. Их объединяло одно - увлеченность своей будущей специальностью. Это Тамара Ильинична Синьковская по-матерински следила за их успехами, давала добрые советы.

Наташа сделала свой выбор профессии. В 1982 году она поступила на юридический факультет РГУ. В первую неделю занятий провели тест по английскому языку, и Наташа попала в десятку сильнейших, хотя большая часть поступивших была из специальных языковых школ. Так стало ясно, какую прекрасную подготовку по английскому языку дала в классе Людмила Ивановна Бондарева. Для двенадцати лучших студентов по английскому языку была организована особая группа, в которой преподавали лишних шесть часов английского языка в неделю. Поэтому Наташа получила дополнительный диплом юриста-референта, что помогло ей претендовать на обучение в Гарвардском университете США.

В 1989 году Наташа поступила в аспирантуру Института советского законодательства в Москве. На вступительном экзамене в аспирантуру по истории один из вопросов она излагала так, как они его разбирали в школе с учительницей истории Лидией Васильевной Вобленко. Московских профессоров вполне удовлетворила концепция ростовской учительницы. Лидия Васильевна была очень принципиальным человеком. Единственные тройки в аттестате зрелости моей второй дочери Нины — по историям. Нина историю не любила и получила то, что заслужила.

Нина росла очень высокой девочкой, и Наташа уговорила нас отдать ее в школу тоже шести лет. У нее не было такой прекрасной няни, как у Наташи. С ней меньше занимались перед школой. В начальных классах ее учительницей была Личко Валентина Тихоновна. В первом классе Нина дважды лежала в больнице, мы ездили в середине учебного года в санаторий. Но Валентина Тихоновна помогла нам все подогнать, и Нина не отстала от класса. Дети любили свою учительницу, и для них было трагедией, когда она неожиданно умерла.

Менялось время. Менялись дети. Более демократичными становились порядки в школе. Но детям хотелось большего. Девочки хотели краситься, носить в школу нарядную одежду. Это отвлекало от занятий, и в классе Нины шла незримая битва учителей за внимание учеников. Их класс был трудным для многих учителей. И самые большие трудности пришлись на классного руководителя Голубовскую Антонину Ивановну.

Сложный девятый класс достался новому классному руководителю преподавателю химии Хомутовой Лилии Васильевне, которая сразу стала авторитетом среди учеников. Особенно ее полюбили девочки. Они заходили к ней в лаборантскую. Ей они доверяли какие-то свои секреты. В то же время она очень требовательно относилась к выполнению заданий. В нашей Нине Лилия Васильевна рассмотрела организаторские таланты и назначила ее старостой класса. Нина аккуратно заполняла журнал класса, очень жестко собирала класс на субботники.

Сейчас, когда я стала разбирать с младшим сыном Димой старые школьные тетради Нины, я увидела прекрасные сочинения (в тот год литературу преподавала Лариса Евгеньевна Русина), разрисованные картами тетради по географии (преподаватель Фомина Евгения Тимофеевна). Нравились в классе занятия по этике и психологии Глушинской Валентины Ивановны, хотя иногда ученики воспринимали этот материал слишком горячо.

Требовали серьезного отношения к себе уроки физики и астрономии у кандидата технических наук, доцента Олега Борисовича Синьковского. Потом они выпускали нерастраченную физическую энергию на уроках НВП Кравченко Валерия Александровича и на уроках физкультуры Стадник Любовь Ивановны. К сожалению, я не помню имени учительницы по домоводству в классе Нины, которая в то трудное время помогала девочкам создавать из простых тканей целые ансамбли одежды.

Теперь Нина закончила отделение психологии РГУ и сама преподает педагогику и психологию в Ростовском филиале Московской технологической академии. Со студентами у нее хороший контакт. Я думаю, что очень многое в своей манере преподавания Нина позаимствовала у своих школьных учителей, и более всего у Лилии Васильевны Хомутовой — достоинство, требовательность и в то же время доброе отношение и участие.

Мой сын Дима тоже пошел в школу шести лет. В декабре 1990 года у него была тяжелая пневмония легких, и мы целый месяц пролежали в больнице, а потом три месяца занимались дома. А Дима очень скучал по классу, по своей учительнице Ганновой Ларисе Васильевне. В больнице он стал сочинять стихи. Он ходил по больничной палате, как настоящий поэт, заложив левую руку за спину, а правой размахивал или прикладывал к голове. Он сочинил целую поэму о своих приключениях во время болезни. Еще он сочинил стихи о школе и подарил их Ларисе Васильевне.

Иногда мне приходилось оставлять детей в группах продленного дня, где они научились многим полезным вещам: вышивать, вязать, делать аппликации, выжигать по дереву и многое другое. Там они гуляли, выполняли уроки. Все мои дети любили оставаться в «продленке».

Встал вопрос о том, где получать образование нашему сыну Диме. Наташа, которая попала по благотворительному фонду на учебу в США, написала нам большое письмо о том, что наше школьное образование намного лучше школьного образования в США за исключением очень дорогих частных школ. Школы США лучше компьютеризированы, но компьютер можно изучить и у нас. Она не советовала переводить Диму в какой-нибудь лицей. Простая муниципальная школа № 95 дала им с Ниной прекрасное стартовое образование, возможность поступления в любой университет. С ее точки зрения получать высшее образование тоже лучше в России.

Многие учителя, давшие такое прекрасное образование моим старшим дочерям, преподавали потом у Димы. Это - Кодзоева Анна Александровна, Тихомирова Лилия Васильевна, Синьковская Тамара Ильинична. Выросло новое поколение прекрасных учителей. Школа № 95 сильна своими традициями. Я думаю, что такая школа достойна называться лицеем, или гимназией.

Юность — прекрасная пора! Человеку в эти годы даются большие возможности собственного выбора различных решений. Выбор друзей, профессии, спутника жизни определяет весь дальнейший жизненный путь. Выбирая друзей, мы хотим сохранить их на всю жизнь.

Летом 1996 года Наташа приехала из США как сопровождающая делегации американских учителей — экологов. Она была очень занята работой, но сумела встретиться с родными, со своими одноклассниками, сокурсниками, со школьными учителями Тамарой Ильиничной и Олегом Борисовичем Синьковскими.

У всех моих детей останутся на долгие годы самые теплые воспоминания о родной школе, об учителях, которые помогли им найти себя в этой сложной жизни.

17 октября 1997 года.

Со времени написания этого очерка прошло пять лет. Наша любимая школа обветшала. Учителя выбиваются из сил, выживают с большим трудом. У всех — сады, почти натуральное хозяйство. Двое их них погибли. Людмила Ивановна Бондарева - на пути из сада. Олег Борисович Синьковский - в своем саду. Но самое страшное, что в семи семьях моих ближайших знакомых трагически погибли взрослые дети. Я - не слишком коммуникабельный человек, для меня эта цифра - огромна. Если такова статистика, это — страшно.

27 января 2003 года Любовь Силовна Горбатенко-Дронова.

 


 

 

 


 

 


 


 


Hosted by uCoz