Подпись: Занятие 1. Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления ПАВ

Цель: Знакомство. Представление программы. Принятие правил поведения в группе.

1. Начало работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Знакомство с программой и методами работы в группе, установление доверительных отношений, принятие правил поведения в группе, создание открытого стиля общения.

Методы: Представление ведущего. Информация о себе и о программе, о своих личных целях и целях программы.

Инструкция участникам:

«Здравствуйте, ребята! Я буду вести эту программу и надеюсь, что это будет интересный опыт для вас и для меня. Данная программа предполагает не только информацию о наркотиках. В процессе нашей работы можно будет получить новые знания, представление о своих возможностях, ответы на разные важные вопросы, научиться справляться с трудностями и стрессами, узнать эффективные методы взаимодействия с окружающими и способы избегать употребления наркотиков или других психоактивных веществ. У каждого из присутствующих есть какие-то трудности в жизни. Кого-то мучает одиночество, неумение общаться, отсутствие друзей, неуверенность в себе, стеснительность, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, трудный характер. Кто-то не умеет говорить «нет» в ситуациях, когда сверстники предлагают ему сделать что-то, чего он не хочет. Все эти и другие проблемы вы сможете разрешить, если примете решение участвовать в этой программе. (Пауза.)

Сейчас давайте познакомимся поближе. Пусть каждый представится и назовет свое имя. При этом вы можете выбрать любое имя, которое вам понравилось».

Ведущий предлагает любое разминочное упражнение: «Баранья голова», «Мое имя» или др. Упражнения помогают снять напряжение, возникает доверительная атмосфера, оживление. Вначале подросткам может быть трудно включиться в игру.

2.       Разминка. Продолжительность — 10 минут.

Упражнение «Баранья голова»

Первый участник (слева от ведущего) называет свое имя, второй имя первого и свое, третий — имена первых двух и свое. Если участник забывает чье-то имя, он произносит: «Баранья голова». В итоге ведущий называет имена всех участников группы. Упражнение ориентировано на знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений сво­ей личности. В игре могут принять участие любое количество детей.

Упражнение «Мое имя»

Каждый из участников называет свое имя. Его задача — изложить группе историю своего имени так, чтобы его было легко запомнить. Это может быть сделано в любой доступной форме: в виде истории, были или небылицы, пантомимы, рисунка.

Упражнение помогает познакомиться, дает опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны, развивает внимание к личности другого человека, способствует созданию безопасной атмосферы. В нем может принять участие любое количество детей.

3.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 20 минут.
         
Цель: Демонстрация демократичного и безопасного стиля общения.

Методы. Введение правил групповой работы.

Инструкция участникам:

«Ребята! Я перечислю вам - общепринятые правила работы в группе:

 Полная конфиденциальность полученной в группе информации.

 Открытость и искренность.

 Возможность свободно высказывать свое мнение.

 Обязательное присутствие на всех занятиях без опозданий.

 Необходимость создания и поддержания теплой, дружеской атмосферы в группе.

 Обязательная активность и заинтересованность в работе группы.

 Обязательное выполнение всех заданий.
Вы можете добавить свои, если хотите».

4.       Разминка. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Преодоление усталости и напряжения. Усиление сплоченности группы.

Методы. Упражнения «Я — Луноход», «Узел проблем».

Упражнение «Я Луноход»

Первый участник ходит по комнате и говорит: «Я — Луноход-1». Тот, кто засмеется, становится «Луноходом-2», 3 и т. д. Так продолжается до тех пор, пока вся группа не станет «луноходами».

Упражнение направлено на преодоление барьеров в общении, сплочение. Возможно участие от 5 до 30 детей.

5.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.
Цель: Осознание участниками собственных жизненных трудностей. Мотивация на дальнейшую работу. Получение поддержки со стороны группы. Анализ атмосферы в группе, выявление лидеров в группе.

Методы. Упражнение «Узел проблем», игра «Групповое сочинение историй».

Оборудование: Ватман, фломастеры.

Упражнение «Узел проблем»

Каждому из участников дается кусок веревочки. Предлагается внимательно посмотреть на веревочку, подумать над тем, с какими проблемами и трудностями он хотел бы справиться в ближайшее время. Предлагается завязать на веревке такое же количество узелков. Далее участников просят поставить себе задачу разрешить или начать решать эти проблемы во время проведения программы. Ведущий говорит, что участники должны будут на последующих занятиях рассказывать, как идет разрешение их проблем, и развязывать те узелки, с которыми удалось справиться.

На данном занятии выполняется начальная часть задания — ребята завязывают узелки и рассказывают о трудностях, которые те символизируют.

Упражнение не только помогает подросткам выявить у себя проблемы, но и дает возможность почувствовать поддержку со стороны группы, мотивирует на включение в работу группы. Во время проведения этого упражнения возможны глубокие переживания, осознание того, что «завязанная» проблема не существует, желание развязать узелок прямо сейчас, желание решить проблему сегодня, иногда — в течение проведения программы.

Игра «Групповое сочинение историй»

Ведущий берет фломастер и пишет на ватмане начало какой-то истории. Он объясняет участникам, что они должны продолжить эту историю, чтобы она имела не только начало, но также середину и финал. История не должна описывать то, что произошло в реальной жизни, или быть пересказом сюжета фильма. В конце полученная история зачитывается группе. Если группа недовольна созданным произведением, ведущий может мотивировать группу на более благоприятную развязку.

Игра направлена на сплочение группы, преодоление барьеров в общении, снятие усталости и напряжения. Она также позволяет выявить проблемы межгруппового взаимодействия. Игра не только помогает обозначить проблемы, но и дает возможность найти адекватные способы их разрешения.

6. Завершение работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Освоить навыки открытого общения, научиться не скрывая говорить о чувствах.

Методы: завершающий обмен впечатлениями от занятия.

Необходимо показать на собственном примере, как говорить о чувствах.

 

 

 

Hosted by uCoz