Подпись: Занятие 14. Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных целей.

 

Цель: Формирование активной жизненной позиции, умения планировать будущую жизнь и добиваться успеха. Формирование и развитие навыков изменения себя.

1.       Начало работы. Продолжительность — 5 минут.
          
Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.
          
Методы: Обмен чувствами.

Инструкция участникам:

«Ребята! У нас сегодня завершающее занятие. И мы будем говорить о смысле жизни и целях на будущее. Мне было очень приятно с вами работать и немного грустно расставаться. Вы многое узнали на наших занятиях и сможете это использовать в своей жизни. Вы сейчас у самого подножия вашей жизненной вершины. Подъем может быть трудным, но я уверена, что вы достигнете задуманных целей».

2.       Разминка. Продолжительность — 5 минут.
         
Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение «Роза и чертополох».

Упражнение «Роза и чертополох»

Каждый участник берет два предмета, один будет «розой», то есть качеством, которое принимается в участнике, другой — «чертополохом», то есть качеством, которое желательно изменить. Один участник подходит к другому члену группы и говорит фразу: «Я дарю тебе розу за то, что ты...» и «...чертополох за то, что ты...». Участник, получивший подарки, дарит их следующему по той же схеме. И так вся группа.

Упражнение направлено на формирование мотивации к личностным изменениям.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 25 минут.

Цель: Осознание смысла жизни и личностных ценностей.

Методы: Делается на выбор одно из упражнений: «Волшебная лавка», «Ценности».

Упражнение «Волшебная лавка»

Я попрошу вас устроиться поудобнее. Несколько раз глубо­ко вдохните и выдохните. Полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающий вас ландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие ароматы вы ощущаете? Что вы чувствуете?

Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то странному дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Стены оборудованы стеллажами и выдвижными ящиками, как в мелкой лавочке. Повсюду стоят стеклянные сосуды, банки, коробки. Это действительно старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте себе, что я продавец в этой лавке. Вы можете получить здесь все что угодно, все, что вы хотите от жизни.

Но есть одно правило: за выполнение каждого желания вы должны от чего-то отказаться. Подумайте о том, чем вы владеете сейчас и что для вас важно. Запишите эти ценности на бумаге. За исполнение своего желания вы должны пожертвовать чем-то из написанных ценностей. Чем вы готовы пожертвовать за исполнение желания?

Упражнение помогает участникам сосредоточиться на жизненных целях и смысле жизни и осознать следующую закономерность: чтобы приобрести что-то, всегда приходится платить, жертвовать чем-то.

Упражнение «Ценности»

Участникам раздают по шесть листочков и предлагают на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Нужно смять и отложить бумажку и осознать, как теперь без этого живется. Затем то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности.

Затем ведущий объявляет, что произошло чудо и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. И так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, можно добавить какие-то ценности и посмотреть, сохранился ли прежний порядок ранжирования.

Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время его проведения должна быть предельно безопасной — не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от Друга).

Прежде чем проводить это упражнение в группе, ведущий должен получить опыт его проведения и оценить его глубину. В конце упражнения проводится обсуждение.

Упражнение дает возможность участникам осознать и по­чувствовать важность

4.       Разминка. Продолжительность — 5 минут.
          
Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение «Если бы я был...»

Упражнение «Если бы я был...»

Ведущий произносит фразу «Если бы я был...», обращаясь к одному из участников. Участник должен закончить предложе­ние любой фразой, пришедшей ему в голову.

Упражнение направлено на развитие ассоциативного мышления, снятие напряжения.

5.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.
          
Цель: Знакомство с навыком целеобразования.
          
Методы: Упражнение «Фильм о моей жизни», метод «Маршрут успеха».

Упражнение «Фильм о моей жизни»

Представьте, что вы режиссер. Какой фильм о своей будущей жизни вы могли бы снять? В каком жанре (боевик, комедия, мелодрама)? Каких актеров пригласили бы на главные роли? Напишите сценарий этого фильма и прочитайте его группе.

Метод «Маршрут успеха»

Перечислите свои цели-мечты:

а)       на месяц,

б)       на полгода,

в)       на год,

г)        на пять лет.

Для этого задайте себе вопросы:

1. Чего я хочу достичь?

2. Что я должен для этого предпринять?

3. Какие могут возникнуть проблемы?

4. Какими способами я могу этого достичь?

5. В какие сроки я хочу это сделать?

В результате участники должны составить личные планы на месяц, полгода, год, пять лет.

6. Завершение работы. Продолжительность — 20 минут.

Цель: Получение позитивных эмоций от совместной деятельности. Прощание.

Методы: Упражнения «Узел проблем-2», «Мой день 10 лет спустя», игра «Заключительное сочинение историй». Заключительный обмен впечатлениями.

Оборудование: Ватман, фломастеры.

Упражнение «Узел проблем-

Ведущий просит участников поделиться изменениями, которые произошли с завязанными в начале программы узелками. Он благодарит группу за эффективную работу и просит не останавливаться на достигнутом, продолжая работу по разрешению проблем и после завершения программы.

Упражнение «Мой день 10 лет спустя»

Закройте глаза и представьте себе свой день через 10 лет.. Итак, вам будет 25 лет (24, 26). Вы просыпаетесь утром? Который сейчас час? Где вы находитесь? С кем? Что делаете дальше? Постарайтесь увидеть все события этого дня подробно и конкретно. Подойдите к зеркалу. Что вы там увидите? Почувствуйте, какие звуки раздаются? Какие у вас тактильные ощущения? Вам все больше и больше нравится ваш будущий образ. Он становится для вас все более и более приятным. Он очень вам нравится. Вы открываете глаза и стараетесь запомнить эти приятные ощущения от встречи с самим собой в будущем.

Игра «Заключительное групповое сочинение историй»

Так же, как на первом занятии, ведущий берет фломастер и пишет на ватмане начало какой-то истории. Участники продол­жают историю, чтобы она имела начало, середину, финал.

Цель упражнения — установить изменения, произошедшие в группе за время тренинга, сравнив с первой групповой исто­рией.

Заключительное слово участникам программы

Ребята! Наша программа подошла к концу. Настало время расставаться. Вы стали немного мудрее и внимательнее к себе и другим, открыли новые возможности. Вы начали восхождение на гору «Жизнь» на поезде «Самопознание». Вы сели в поезд на станции «Настоящее» и держите путь на станцию «Будущее». Желаю вам останавливаться на самых интересных станциях этого маршрута и вовремя добраться до конечной остановки. Ваше будущее зависит от вас! Желаю вам успехов!

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz