Подпись: Занятие 13. Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию.

Цель: Выработать навыки защиты собственных границ, умение отстаивать собственную позицию.

Начало работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.

Обмен чувствами, любая активность с именами и настроениями.

Инструкция участникам:

«Ребята! С раннего возраста мы начинаем приспосабливаться к жизни в обществе и ощущаем его давление. Это давление со стороны окружающих сохраняется в течение всей жизни.

Очень отчетливо давление среды начинает чувствоваться при поступлении в школу. Здесь завязывается множество социальных контактов, но возникает и множество проблем: необходимо налаживать отношения с товарищами и педагогами, вырабатывать эффективные стратегии поведения. В вашем возрасте у школьников особенно остро встает вопрос о соответствии ожиданиям сверстников и некоторых значимых взрослых. Они стремятся попасть в определенную компанию сверстников, иметь определенных друзей и готовы для этого пойти на многие жертвы. Для того чтобы быть готовыми к возможному давлению со стороны окружающих, мы поговорим сегодня о способах самозащиты в подобных случаях».

2.       Разминка. Продолжительность — 15 минут.
         
Цель: Опыт ответственности и доверия.
         
Методы: Упражнение «Слепец и поводырь».

Упражнение «Слепец и поводырь»

Группа разбивается на пары. «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций.

Упражнение направлено на получение опыта ответственности и беспомощности, доверия партнеру. Участники могут в разной степени доверять разным членам группы.

3.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 20 минут.
         
Цель: Осознание собственных границ.

Методы: Рисунки: «Я и мир вокруг меня», «Границы моей личности».

Рисунок «Я и мир вокруг меня»

Участников просят взять лист бумаги и, оставив середину пустой, нарисовать все, что окружает их в жизни, с кем и с чем им приходиться общаться, взаимодействовать — то есть социальный мир. Затем в центре они изображают себя.

Ведущий просит группу рассказать о своих рисунках, отвечая на вопросы:

 Как вам нравится рисунок?

 Что из нарисованного наиболее важно?

 Есть ли разделяющая граница между вами и миром?

 Как происходит взаимодействие с нарисованным окружением?

Игра направлена на осознание психологических границ и способов взаимодействия с окружающим миром.

Рисунок «Границы моей личности»

Участникам дается задание нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь образа, дать этому образу название, очертить его границы.

Ведущий предлагает подумать и написать ответы на вопросы:

 Где проходит граница моего личного пространства?

 Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу?

 Кого я могу пустить на более близкое расстояние в моем личном пространстве?

Игра направлена на осознание психологических границ.

4. Разминка. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение «Ручеек».

Упражнение «Ручеек»

1. Участники встают в две шеренги, образуя коридор. Один участник закрывает глаза и идет через этот коридор. Задача ос­тальных участников — здороваться с ним за руки и поглаживать по другим частям тела. Нельзя трогать низ живота, грудь, голову. Прошедший коридор участник становится в конец шеренги. Затем в коридор входит следующий участник, стоящий в начале шеренги. Так коридор проходит вся группа. Важно, чтобы прикосновения участников были легкими и нежными.

Очень мощное упражнение на осознание телесных границ. Может возникнуть бурная реакция участников.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 40 минут.

Цель: Осознание собственной роли в ситуациях давления группы.

Методы: Упражнение «Моя территория», ролевая игра «Дискотека».

Упражнение «Моя территория»

Каждый из участников объявляет себя суверенным государством, выбирает себе название, герб, устанавливает границу вокруг своего государства. Он может ее обозначить словами или как-то иначе (выложить из предметов).

Каждый представитель суверенных государств имеет право послать дипломата на территорию другого государства. Однако суверенное государство само решает вопрос о том, кого и как далеко пускать на свою территорию. Государствам разрешается объединяться друг с другом, захватывать чужие территории, совместно защищаться от нападения и т. п. Участники могут использовать любые методы убеждения и противостояния, включая физические. При этом важно никого не поранить.

Игра направлена на осознание физических и психологических границ, развитие навыков противостояния давлению и отработку навыков прояснения ситуации — умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и развитие внимания к невербальным проявлениям. В игре могут принять участие 10 — 25 подростков.

Ролевая игра «Дискотека»

Компания друзей идет на дискотеку. Ребята танцуют и веселятся.

Ситуация 1

1. К каждому по очереди подходит торговец наркотиков и пред­лагает «взбодриться». Задача участников — отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца — уговорить любыми способами.

Ситуация 2

Кто-то из друзей принес на дискотеку травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, остальные пытаются заставить его, говоря, что не будут с ним дружить, или угрожа­ют физической расправой.

Затем проводится обсуждение.

6. Завершение работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Обмен чувствами.

 

Hosted by uCoz