Подпись: Занятие 12. Зависимость и созависимость. Развитие зависимости от ПАВ и выздоровление. Стили общения в семье.

 

Цель: Более глубокое понимание проблем зависимости от психоактивных веществ. Осознание возможных способов общения в семье.

1.       Начало работы. Продолжительность — 5 минут.

Цель: Создание рабочей атмосферы в группе, анализ собственных изменений.

Методы: Обмен чувствами, подведение итогов предыдущих занятий.

2.       Разминка. Продолжительность — 5 минут.
         
Цель: Разрядка, снятие напряжения.
           
Методы: Упражнение «Язык тамтамов»,

Упражнение «Язык тамтамов»

Группу просят разбиться на подгруппы по восемь человек (если группа маленькая, можно на четверки).

Первый человек в восьмерке начинает хлопать в ладоши в определенном ритме. Участник, стоящий справа от него, воспроизводит этот ритм, затем то же самое делает следующий участник. И так все восемь человек. Действие в восьмерках (четверках) происходит одновременно.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 25 минут.

Цель: Подкрепление знаний, полученных ранее, попытка прочувствовать их образно.

Методы: Ролевая игра «Суд над зависимостью».

Ролевая игра «Суд над зависимостью»

Ведущий просит всю группу поучаствовать в судебном процессе над зависимостью от психоактивных веществ. Он вызывает добровольца на роль судьи. Остальные участники делятся на защитников и обвинителей.

В роли зависимости выступает сам ведущий. Задача группы — совместными усилиями решить, виновна ли зависимость в гибели людей? Для этого они должны собрать достоверную информацию и предоставить факты.

Для выполнения задания участники придерживаются следующей схемы:

1) Команды адвокатов и обвинителей составляют коллективное определение зависимости методом мозгового штурма и изображают его на листе бумаги в образной форме.

2) Каждая из сторон на ватмане записывает факты, подтверждающие виновность или невиновность зависимости.

Затем дело выносится на рассмотрение суда. В заключение игры все «снимают» с себя роли, проводится обсуждение. Ведущий делает обобщение.

4.       Разминка. Продолжительность — 10 минут.
          
Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение «Имя-движение».

Упражнение «Имя-движение»

Участники садятся в круг. Каждый по очереди произносит свое имя и совершает при этом какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. Вся группа хором повторяет его имя и сделанное движение. Затем то же самое делает следующий участник. И так вся группа.

5. Работа по теме занятия: «Зависимость и созависимость в семье». Продолжительность — 25 минут.

Цель: Более глубокое понимание понятия зависимости и созависимости.

Методы: Ролевая игра «Семья, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ».

Инструкция участникам

«Ребята! К сожалению, с проблемами зависимости от алкоголя и наркотиков нам приходится сталкиваться чаще, чем хотелось бы. В любой из наших семей, у наших родных и близких может возникнуть проблема с психоактивными веществами. И тогда мы, родственники, невольно оказываемся втянутыми в эту проблему, начинаем созависеть от болезни другого человека. Иногда от этого нам бывает очень страшно, больно и одиноко».

Материалы для ведущего

Вследствие алкоголизма или наркомании нарушается нормальная жизнедеятельность в семье, семья утрачивает способность выполнять свои основные функции. В результате нарушенных семейных взаимоотношений ее члены, для того чтобы выжить, начинают прятать свое истинное «Я», используя психологические защиты. Они надевают определенные «маски», играют определенные роли.

Роли в семье, где есть больной алкоголизмом или наркоманией:

Зависимый — человек, который пытается уйти от решения проблем или избежать боли при помощи употребления психоактивных веществ. Употребление наркотика ограничивает его возможности в самореализации; губительным образом влияет на его отношения с членами своей семьи, разрушает и семейный бюджет.

Такой человек не может справиться с какими-то проблемами, и для того чтобы не думать о них, употребляет алкоголь или наркотики. Он получает временное облегчение. Затем возникает чувство вины, одиночества, стыд, отчаяние; чтобы заглушить их, он снова употребляет ПАВ. Этот путь ведет человека к смерти.

Созависимый — это человек, который позволил поведению другого человека сильно воздействовать на него и пытается контролировать поведение зависимого от ПАВ. Созависимые — это люди чьи жизни стали неуправляемыми в результате проживания с зависимым от алкоголя или наркотиков.

Характеристики созависимого человека: преувеличенная значимость силы воли, внешний контроль поведения (как правило, оно сфокусировано на зависимом человеке), «замороженные» чувства, неосознавание своих чувств, их неконтролируемое проявление в поведении, низкая самооценка, закрытое, манипулятивное общение, социальная и эмоциональная изоляция, слишком свободные или чрезмерно жесткие границы.

Созависимое поведение — закрепленная патологическая реакция на длительно проявляющийся стресс. Оно помогает уменьшить или минимизировать последствия употребления алкоголя или наркотиков для человека, зависимого от них.

Герой семьи — ребенок, выполняющий не свойственные его возрасту обязанности (забота о себе, младших братьях и сестрах), берущий на себя непосильную ответственность, чтобы «заработать» любовь и одобрение окружающих.

Козел отпущения — ребенок-бунтарь, демонстрирующий негативные, протестные формы поведения. Это маска, за которой прячется обида, чувство злости, ощущение несправедливости мира по отношению к ним.

Шут — ребенок, который пытается привлечь к себе внимание шутовством, клоунадой. За таким поведением стоит страх выразить свои чувства, осознать трагизм происходящего. Под маской улыбки прячется боль, одиночество.

Потерянный ребенок — ребенок, который отказался от контактов с окружающей действительностью, живет в своем внутреннем мире фантазий и грез, они как бы растворяются среди других детей. Личность такого ребенка глубоко спрятана и избегает контакта с другими людьми.

При обсуждении данной темы ведущий должен быть очень чутким и проявлять максимальную поддержку. В группе могут оказаться ребята из семей, зависимых от ПАВ. Ведущий должен обеспечить поддерживающую обстановку для этих детей, если они решат обсуждать свои проблемы. Обычно такие ребята просятся на индивидуальные занятия. В конце занятия ведущий раздает анкеты-памятки и предлагает ребятам заполнить их дома. Важно дать понять ребятам, что сдавать анкеты можно по желанию. Анкеты-памятки помогают подросткам задуматься о наличии данной проблемы, получить поддерживающую информацию, что облегчает им решение обратиться за помощью.

АНКЕТА-ПАМЯТКА

1. Есть ли в вашей семье человек, употребляющий алкоголь или наркотики? Кто он?

Если ты ответил «да» и испытываешь чувство вины и неловкости от того, что в твоей семье есть такая проблема, знай, что ЭТО НЕ ТВОЯ ВИНА.

2. Бывает ли тебе грустно и одиноко из-за проблем в твоей семье?
Если ты ответил «да» и думаешь, что твои родители не общаются с тобой, потому что не любят, ЗНАЙ: ТВОИ МАМА И ПАПА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБЯТ ТЕБЯ, ХОТЯ И НЕ ВСЕГДА МОГУТ ПОКАЗАТЬ ЭТО.

3. Бывает ли так, что тебе кажется, будто ты являешься причиной, из-за которой родители начали употреблять алкоголь или наркотики?

ЗНАЙ: Ты не можешь заставить своих родителей начать или прекратить употребление алкоголя/наркотиков.

4. Бывает ли так, что ты чувствуешь боль и обиду из-за того, что в семье употребляют алкоголь/наркотики?

Если ты ответил «да», ЗНАЙ: ПРО БОЛЬ И ОБИДУ НЕЛЬЗЯ ПРОСТО ТАК ЗАБЫТЬ. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ ОТРЕАГИРОВАТЬ, НАЙДЯ КОНСТРУКТИВНЫЙ ВЫХОД АГРЕССИИ. Ты можешь побить подушку или грушу, поплакать, поговорить с другом, пробежаться вокруг дома и т. п. Тебе станет легче.

5. Чтобы научиться другим способам самопомощи, тебе лучше обратиться за помощью к психологу. ЗНАЙ: ТЫ ДОСТОИН ТОГО,ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ.

6. Ты думаешь, что эта проблема всегда будет мучить твою семью?
Если ты ответил «да», ЗНАЙ: АЛКОГОЛИКИ И НАРКОМАНЫ МОГУТ ВЫЗДОРАВЛИВАТЬ И ВЫЗДОРАВЛИВАЮТ. Но даже если они не выздоравливают, дети могут чувствовать себя лучше.

7. Иногда ты не знаешь, как поступить и что делать в этой ситуации и тебе страшно?

Если ты ответил «да», ЗНАЙ: ТЫ НЕ ОДИНОК. Есть много детей таких же, как и ты, и безопасные места и люди, к которым ты можешь обратиться за помощью.

Ролевая игра «Семья, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ»

Ведущий просит участников изобразить семью человека, зависимого от психоактивных веществ. Для этой цели необходимы добровольцы на роли зависимого, членов его семьи и его социального окружения.

6. Завершение работы. Продолжительность — 20 минут.

Цель: Сплочение, осознание возможности позитивного вы­хода из ситуации при наличии мотивации.

Методы: Ролевая игра «Реклама здорового образа жизни».

Оборудование: Листы ватмана, маркеры.

Ролевая игра «Реклама здорового образа жизни»

Участники делятся на три группы. Каждая группа создает досуговый центр для молодежи своего района. Они могут предлагать любые способы получения удовольствия, альтернативные наркотикам. Каждая подгруппа должна предоставить девиз программы своего досугового центра и плакат, на котором подробно изобразит различные способы альтернативного здорового отдыха.

Данное упражнение позволяет осознать возможности по­зитивного выхода из ситуации, помогает сплочению группы.

 

Hosted by uCoz