Подпись: Занятие 11. Здоровая и дисфункциональная семья. Зависимость от ПАВ в семье. Семья, в которой я живу. Моя будущая семья.

 Цель: Знакомство с понятием «семья». Формирование ответственного отношения к взаимодействию между полами, позитивного отношения к понятию «семья».

1.       Начало работы. Продолжительность — 10 минут.
          
Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.

Методы: Обмен чувствами, подведение итогов предыдущих занятий. Вводное слово по теме занятия.

Инструкция участникам:

«Ребята! У вас сейчас очень трудный период. Вы как будто стоите на мостике, с одной стороны которого — детство, с другой — взрослая жизнь. Этот переход создает ощущение неустойчивости, затрудняющее вашу жизнь. У вас происходят изменения в теле, оно взрослеет, настроение порой бывает неустойчивым, его трудно контролировать, очень значимым становится мнение окружающих, особенно ваших ровесников. Взаимоотношения с родителями остаются важными, однако в семье начинают возникать разногласия по разным поводам. Очень часто это связано с желанием отстаивать собственное мнение, быть себе самому хозяином, самому принимать решения. Об этих и других сложностях в семье мы поговорим на сегодняшнем занятии».

2.       Разминка. Продолжительность — 5 минут.
          
Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение «Море волнуется раз...»

Упражнение «Море волнуется раз...»

Участники становятся в произвольном порядке. Ведущий произносит фразу: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Начинается штиль, на месте замри!»

Участники замирают. Затем действия повторяются снова.

Упражнение помогает переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствует снижению мышечного напряжения. Количество участников — любое.

3. Работа по теме занятия: «Что такое семья. Семья, в которой я живу». Продолжительность — 30 минут.

Цель: Знакомство с понятием «семья». Создание семьи. Типы взаимоотношений в семье. Осознание семьи как целост­ного организма и своего места в семье.

Методы: Упражнения «Преимущества и недостатки взрос­лого положения», «Связанные одной цепью». Информация по теме «Семья».

Оборудование: Четыре веревки длиной 1 метр, шесть веревок длиной 6 метров.

Упражнение «Преимущества и недостатки взрослого положения»

Ведущий дает задание участникам написать на листе бумаги:

1) Преимущества взрослого положения.

2) Недостатки взрослого положения.

Затем проводится общее групповое обсуждение.

Упражнение «Связанные одной цепью»

Ведущий просит группу рассчитаться на первые, вторые, третьи, четвертые номера. Первые номера — мамы (папы), вторые — старшие дети, третьи — младшие дети, четвертые — бабушки (дедушки).

Участники обвязываются вокруг пояса короткой веревкой. После этого каждый привязывает к этой веревке концы длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. В итоге не должно остаться ни одного свободного конца.

Ведущий сообщает, что члены каждой семьи связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. Благодаря этому упражнению участники смогут представить отношения в семье.

Затем ведущий просит участников вспомнить какую-нибудь повседневную ситуацию (например, старший брат хочет поговорить с отцом, а отец играет с его младшим братом и пр.) и изобразить эти действия согласно своей роли в семье. Ведущий может сам задать ситуацию для игры.

В конце веревки развязываются, и ведущий просит группу поделиться своими ощущениями.

Материалы для ведущего

Семья представляет собой систему, функционирующую по определенным правилам. Все члены семьи должны их соблюдать. Люди создают семью по ряду причин: ожидая позитивных перемен от получения любви, внимания, заботы, сексуального удовлетворения, для того чтобы завести детей, ради материального благосостояния и т. д. Семья как система состоит из отдельных частей — ее членов. Каждый член семьи очень важен, он крепко связан с другими ее членами и оказывает на них влияние. Семья организована в соответствии с внутренними и внешними правилами, определяющими ее функции, реакции и взаимоотношения. Деятельность семьи должна быть направлена на непосредственное удовлетворение потребностей ее членов и поддержание их жизнедеятельности. Семья жизнеспособна только тогда, когда все функции жизнедеятельности соблюдаются.

Выделяют шесть функций семьи:

1) Воспитательная, направленная на удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве и воспитании детей.

2) Хозяйственно-бытовая, предполагающая удовлетворение материальных потребностей членов семьи.

3) Эмоциональная — удовлетворение потребности в уважении, признании, эмоциональной поддержке.

4) Духовного общения — удовлетворение потребности в совместном проведении досуга.

5) Первичного социального контроля, направленная на соблюдение социальных норм членами семьи.

6) Сексуально-эротическая — удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Человек, вступая в брак, привносит в семью свои личностные особенности. У него сформировано определенное отношение к себе (позитивное или негативное), интеллект, он определенным образом общается с людьми, имеет определенные принципы, следует определенным правилам

Если перечисленные возможности у человека хорошо развиты и семья хорошо справляется со своими обязанностями, ее можно назвать здоровой семьей. Если данные условия не соблюдаются, семейная система начинает давать сбои, не справляется со своими задачами. Такую семью называют дисфункциональной.

Здоровая семья — это семья, где есть пространство для развития каждого Я и есть общее Мы. В такой семье существуют ясные каждому ее члену правила и традиции, однако эти правила гибки и могут быть изменены, если этого требуют новые условия. Изменения здесь приветствуются и считаются желанными и естественными, общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту, самооценка высокая.

Дисфункциональная семья — это семья, не способная выполнять свои основные функции. Это закрытая система, где самооценка у членов семьи низкая, общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, препятствующее росту; ролевые взаимоотношения и правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила; существуют запреты на их обсуждение.

Для построения семьи нужна не только любовь, но и знания о том, как сохранить эту любовь и сделать свою семью самым интересным и приятным местом на земле.

4. Разминка. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Сплочение, выработка групповых стратегий принятия решения.

Методы: Упражнение «Бездомный заяц».

Оборудование: Газеты.

Упражнение «Бездомный заяц»

Участники играют роль зайцев. Им дается инструкция взять газеты и встать на них, очертив границы собственного жилья. Кто сделает это самым последним, оказывается без домика — бездомным зайцем. Бездомный заяц становится водящим. Зайцы должны незаметно от него (взглядами и мимикой) договориться об обмене жилья. Задача водящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Участник, оставшийся бездомным, становится водящим.

Упражнение способствует развитию быстроты реакции, на­правлено на сплочение, отработку навыков невербального взаимодействия.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 40 минут.

Цель: Знакомство семейными правилами и ролями. Понятие о семейных стратегиях поведения. Стресс-преодолевающее поведение в семье. Изучение способов самопомощи по улучшению отношений в семье.

Методы: Техника «Моя семья», упражнения «Как я могу улучшить отношения в семье», «Письмо родителям».

Оборудование: Листы бумаги, ручки, ватман, маркеры.

Техника «Моя семья»

Инструкция участникам:

«Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и нарисуйте на нем ромашку с семью лепестками. Представьте, что этот цветок — ваша семья. Напишите в сердцевине ромашки «Моя семья».

1) Посмотрите на этот замечательный цветок, подумайте о своей семье, представьте членов вашей семьи и перечислите их на первом из лепестков.

2) Подумайте о своей семье и напишите на втором лепестке, что вам нравится делать всем вместе с семьей.

3) На третьем лепестке напишите, какие правила существуют в вашей семье? Кто их придумал и строго ли они соблюдаются?

4) На четвертом лепестке напишите, как принимаются решения в вашей семье? Кто именно это делает?

5) На пятом лепестке напишите, как реагируют члены вашей семьи, когда вам плохо, радостно?

6) В шестом напишите, как принято в вашей семье справляться с жизненными трудностями и стрессами. Что обычно делается для их преодоления?

7) На последнем, седьмом лепестке напишите пожелания своей семье (что бы вы хотели попросить у них для себя).

Посмотрите на этот замечательный цветок, прочитайте написанное.

Какие чувства у вас возникают сейчас, когда вы думаете о своей семье?»

После завершения упражнения каждый участник группы должен рассказать о каждом из написанных пунктов. Ведущий задает уточняющие вопросы. Цель ведущего — помочь участникам осознать, в какой семье они живут, какие способы взаи­модействия в семье используются. Он дает возможность почув­ствовать, какие ролевые позиции занимают члены семьи. После выполнения упражнения происходит обсуждение.

Упражнение «Как я могу улучшить отношения в семье»

Ведущий просит участников написать на листе бумаги, что они могут сделать для того, чтобы отношения с родителями и другими родственниками стали лучше. Затем он просит их прочитать написанное и предлагает при помощи мозгового штурма придумать методы самопомощи по улучшению отношений в семье. Все предложенные способы записываются на ватмане. Участники выбирают из них подходящие для себя.

Ведущий предлагает заняться улучшением отношений прямо на занятиях, для этого каждому нужно написать письмо тому члену своей семьи, с которым он испытывает наибольшие трудности. Письма зачитываются группе.

6. Завершение работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Опыт позитивного духовного общения.

Методы: Упражнение «Поглаживания», обмен чувствами.

Упражнение «Поглаживания»

Участников просят взяться за руки, посмотреть друг на друга и постараться лучше почувствовать друг друга. Один из участников входит в круг и идет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника, который в этот момент должен сказать ему комплимент. После того как первый участник проходит мимо четверых - товарищей, в круг входит еще один участник. И так далее, пока все участники не получат комплименты.

Упражнение дает возможность получить обратную связь, почувствовать доверие и положительный отклик со стороны группы. Количество участников — любое.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz