Подпись: Занятие 9. Модели общения. Формирование умения принимать и оказывать поддержку.

Цель: Формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению.

 1.      Начало работы. Продолжительность — 10 минут.
          
Цель: Создание рабочей атмосферы.

Обращение к участникам:

«Ребята! Задумывались ли вы о том, что вся наша жизнь — игра, а мы в ней актеры? Мы живем в обществе и играем в нем определенные роли. Роль — круг функций и видов по­ведения, соответствующих принятым нормам в обществе. Таким образом, вступая во взаимодействие с окружающими, мы играем определенные социальные роли.

В ситуациях стресса или при возникновении жизненных проблем человек также надевает ролевую маску. Защитные ролевые маски помогают ему обороняться от собственной слабости. Такое общение мешает человеку продуктивно строить свою жизнь, препятствует установлению и поддержанию гармоничных отношений с людьми. Сегодня мы познакомимся с моделями оборонительного и гармоничного общения, получим навыки поддерживающего поведения».

2.       Разминка. Продолжительность — 10 минут.

Методы: Обмен чувствами. Упражнения «Несмеяна», «Просьба».

Упражнение «Несмеяна»

Участники разбиваются на пары. Первый играет роль «Несмеяны», задача второго — его оживить. Затем участники меняются местами.

Упражнение дает возможность встать на позицию другого человека, формирует желание помогать другим людям.

Упражнение «Просьба»

Участники выбирают партнера и просят одолжить какой-нибудь предмет на время.

Упражнение направлено на развитие общительности, навыков поддерживающего поведения, взаимовыручки, на снятие напряжения.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 20 минут.

Цель: Осознание возможных проблем в общении, отработка навыков эффективного общения.

Методы: Игра «Ролевые модели общения». Обсуждение и проигрывание стилей в общении.

Игра «Ролевые модели общения»

Модели общения приобретаются еще в раннем детстве. Ребенок начинает использовать ту или иную модель, когда ищет свой путь в сложном, грозящем опасностями мире. Существует четыре типа преодоления стрессовых ситуаций в общении: заискивание, обвинение, расчетливость, отвлечение. Во всех четырех случаях человек реагирует на Опасность, пытается скрыть свою слабость.

Для того чтобы осознать собственные позиции в общении и возникающие при этом телесные процессы, ведущий просит участников изобразить описанные модели в ролевых играх. Затем проводится обсуждение.

1.       Заискивающий. Поза — человек стоит на одном колене, одна рука прижата к груди, вторая поднята кверху, как будто он просит подаяние.

Описание роли: человек, который всегда говорит «да», заискивает, пытается угодить, извиняется, со всеми соглашается, не способен к самостоятельным действиям, ему постоянно нужно чье-то одобрение. Его голос хнычущий и скрипящий.

2.       Обвинитель. Поза — человек одной рукой упирается в бок, другую вытянул вперед, показывая на что-то указательным пальцем. Его лицо напряжено, губы сжаты, ноздри расширены.

Описание роли: человек, который всюду находит вину, диктатор, босс. Он —главный и как будто говорит: «Если бы не ты, все было бы хорошо». Физически он находится в напряжении. Его голос резкий и часто громкий. Обвинитель постоянно указывает на кого-то пальцем и начинает все свои высказывания со слов «ты всегда», «ты никогда».

З. Сверхрасчетливый (компьютер). Поза — человек сидит неподвижно, с выпрямленным позвоночником, руки безжизненно сложены на коленях. Его мозг сосредоточен на выборе нужных слов и на том, чтобы не допустить проявления какого-либо движения или чувств.

Описание роли: очень правильный, уравновешенный человек, никогда не демонстрирующий своих чувств. Он спокоен, бесстрастен, собран. Его можно сравнить с компьютером или словарем. Его голос монотонный, фразы — длинные, часто имею абстрактный смысл.

4.       Сбитый с толку. Поза — тело движется сразу в нескольких направлениях, колени направлены вовнутрь, плечи сгорблены. Он размахивает руками в разные стороны.

Описание роли: все, что этот человек делает, неуместно и не свя­зано со словами и поступками окружающих. Он отвечает на заданные вопросы неопределенно. Его внутреннее ощущение — постоянное головокружение. Голос похож на песню со словами, но без музыки. Он ходит из стороны в сторону безо всякой цели, так как полностью рассредоточен. Он слишком занят процессом артикуляции, движениями тела, рук, ног, говорит невпопад. Не реагирует на вопросы, теряет мысль, затем находит, но уже другую.

5.       Уравновешенный (гибкий). В этой модели слова соответствуют жестам, позе и тону. Взаимоотношения просты, свободны и честны. Этот тип общения подразумевает ваше право соглашаться, если вы согласны, возражать — если вы не согласны, свободно выражать свои мысли и менять жизненные позиции, потому что испытываете в этом потребность. Быть гибким человеком значит быть прямым, ответственным, честным, не бояться открыться людям до конца, быть компетентным, творческим, уметь решать проблемы.

Ведущий обращает внимание группы, что в первых четырех моделях наблюдается двусмысленность: расхождение между тоном голоса, жестами, позой. Эффективной в общении является только последняя, пятая модель, предполагающая гибкое, уравновешенное поведение.

4. Разминка. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Отдых, интенсивное общение.

Методы: Игра «Люди и вампиры».

Игра «Люди и вампиры»

Участников просят походить по комнате с закрытыми глазами, скрестив руки на груди. Ведущий салит одного из участников. С этого момента участник становится вампиром. Вампир издает громкий вопль и начинает охоту. Он салит еще кого-нибудь, чтобы тоже превратить его в вампира. И так далее. В итоге большая часть группы превращается в вампиров. Если вампир осалит вампира, тот превращается обратно в человека.

Упражнение помогает отдохнуть, расслабиться. В игре могут участвовать от 5 до 30 человек.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.

Цель: Отработка навыков общения. Осознание и анализ собственных привычных форм общения.

Методы: Упражнение «Ориентация в проблеме при помощи активного слушания». Обсуждение форм общения персонажей. Активное слушание.

Упражнение «Ориентация в проблеме при помощи активного слушания»

Участники делятся на пары. Первые номера в паре заявляют о своей проблеме. Задача вторых номеров — разобраться в проблеме собеседника, используя приемы активного слушания. Затем участники меняются ролями. Ведущий называет номера приемов, которыми следует воспользоваться. Проблемы называют сами участники. При возникновении сложностей ведущий может им предложить подготовленные заранее варианты проблем.

Активное слушание предполагает принятие человеком ответственности за услышанное путем подтверждения, уточнения получаемого от партнера сообщения.

1) Безоценочное выслушивание с добавлением междометий «да», «угу». Цель — подтвердить, что собеседника слушают.

2) Отражение чувств говорящего. Внимательное безоценочное выслушивание с добавлением фраз, отражающих его чувства: «Мне кажется, что вы чувствуете...», «Вероятно, вы чувствуете...» , «Вы очень (немного) расстроены».

3) Перефразирование— формулировка мысли собеседника своими словами. Дает возможность собеседнику понять, что его слушают и при необходимости внести коррективы. Можно начинать со слов: «По вашему мнению...», «Другим словами, вы считаете...».

4) Резюмирование — подытоживание основных мыслей и чувств собеседника. Вывод из сказанного: «Если исходить из того, что вы сказали...»

6. Завершение работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Опыт получения позитивной обратной связи.

Методы: Упражнение «Переключатели», обмен впечатлениями.

Упражнение «Переключатели»

Участники становятся в произвольном порядке. На счет ведущего «три» все должны подпрыгнуть и повернуться на 90 градусов в какую-либо сторону. Задача участников — стараться повернуться в одну и ту же сторону.

Упражнение на внимательность, помогает научиться вставать на позицию другого человека, учит согласованности действий, помогает снять напряжение.

 

 

 

 

Hosted by uCoz