Подпись: Занятие 8. Общение. Особенности взаимодействия с окружающими. 
Разрешение конфликтных ситуаций.

 Цель: Формирование навыков коммуникативной компетен­тности.

1. Начало работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.

Методы: Разговор о чувствах, об итогах прошедших занятий. Информационное вступление на тему «Что такое общение».

Инструкция участникам:

«Ребята! Мы все является социальными существами, поэтому взаимодействие с окружающими — необходимая часть нашего существования. Мы постоянно оказываемся в окружении разных людей. Среди них есть самые близкие люди: родители и друзья, а есть люди, с которыми нам приходится сталкиваться в коллективе при выполнении разных совместных задач, например в учебе. Стиль взаимодействия с этими людьми может быть очень разным, он зависит от характера человека, его прошлого опыта, уровня развития навыков коммуникативной и социальной компетенции. На этом занятии мы поговорим о разных сторонах общения, сможем получить навыки эффективного взаимодействия с окружающими».

Что такое общение

Общение — это процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга (А. А. Бодалев). Любое общение начинается с установления контакта. Прежде чем вступить в контакт с партнером, человек «считывает» информацию: зрительную, слуховую, кинестетическую и т. п. Затем происходит когнитивная переработка информации, в результате которой производится сравнение с собственным предыдущим опытом. Полученная информация интерпретируется, и человек получает ответ, как вести себя с данным партнером. Для того чтобы расположить собеседника к себе, вызвать его доверие и интерес, в распоряжении человека имеются вербальные и невербальные средства коммуникации. К невербальным средствам принято относить улыбку, контакт глазами, организацию пространства общения (дистанцию). К вербальным — комплименты, «ритуальные» фразы, открытые и закрытые вопросы. Разговор людей друг с другом можно выразить в виде несложной схемы:

Вербальное общение = слова.

Невербальное общение = выражение лица, поза тела, мышечный тонус, дыхательный ритм, тон, интонации.

К элементам, составляющим общение, можно отнести: тело (движения, внешний вид, форма); ценности — представления о том, что должен делать человек, а что — окружающие его люди; органы восприятия: глаза, уши, нос, рот и кожа; способность говорить: голос, слова; интеллект — переживания, знания человека. Таким образом, чтобы эффективно общаться, человек должен уметь внимательно слушать собеседника (активное слушание), представлять себе внутренний мир другого человека, уметь вставать на его позицию и сопереживать (эмпатия), конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, владеть искусством продуктивной конфронтации и компромисса, уметь принимать решения.

Принято выделять три типа общения:

1. Деловой (формально-ролевой тип общения) — общение, направленное на достижение определенной поставленной цели. Рамки общения ограничиваются инструкциями делового общения. Личные мотивы, чувства, цели не предусматриваются.

2. Открытое личностное общение — общение ради полного раскрытия и развития индивидуальных способностей и потенциальных возможностей друг друга

3. Трансактный (манипулятивный) тип общения. Манипуляция — использование партнерами друг друга для удовлетворения соб­ственных потребностей — подразумевает неравенство общающихся (доминирование — подчинение).

Выделяют три стороны общения: коммуникативную, интерактив­ную, перцептивную.

1. Коммуникативная (информационная сторона общения).

Слово «коммуникация» (communico) означает «делаю общим, связываю, общаюсь». Термин имеет два значения:

1)       «Коммуникация» понимается как смысловой аспект взаимодействия — обмен информацией между людьми, оказывающий взаимное влияние на их поведение, состояние, отношения. В этом случае коммуникация предполагает передачу сведений,
эмоций и возбуждения, установление и поддержание контак
тов.

2)       «Коммуникация» понимается как эквивалент слова «общение».
По используемым средствам выделяют речевую коммуникацию (письменную и устную), паралингвистическую (жесты, мимика, интонации, паузы, системы организации пространства и времени).

По типу отношений между участниками коммуникацию подразделяют на межличностную, публичную, массовую.

2.       Интерактивная сторона общения. Это построение общей стратегии взаимодействия, необходимыми условиями для которой являются:

1) единая система кодирования и декодирования информации у
участников взаимодействия;

2) существование контекста, определяемого характеристиками совместной деятельности участников общения;

3) особенности их межличностных взаимоотношений;

4) социальные роли, предписывающие тот или иной способ поведения и общения в данной ситуации.

3.       Перцептивная сторона общения. Это процесс формирования образа другого человека, заключающийся в «прочтении» за физическими характеристиками его психологических свойств, особенностей поведения и выборе адекватных способов общения с ним.

2. Разминка. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Осознание компонентов общения.

 Методы: Ведущий дает информацию по теме «Общение». Упражнение «Найди пару».

 Упражнение «Найди пару»

Участники сидят в круге. По сигналу ведущего нужно поменяться местами. Для этого предварительно без слов необходимо установить контакт глазами.

Упражнение «Движение в паре»

Участники становятся в круг. По команде ведущего начинают ходить по кругу. Затем по команде «раз» останавливаются. Каждый должен, не сходя с места, найти себе пару. Затем по команде «два» партнеры в каждой паре начинают делать одинаковые движения. По команде «три» пары распадаются, и участники снова ищут себе партнера. По команде «четыре» участники начинают двигаться одинаково с партнером.

Необходимо четное число участников.

3.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 20 минут.
          
Цель: Осознание разных способов общения.

Методы: «Мозговой штурм» на тему «Возможные способы общения».

4.       Разминка. Продолжительность — 10 минут.
          
Цель: Разрядка.

Методы: Игра «Броуновское движение».

Игра «Броуновское движение»

Участники закрывают глаза и хаотично двигаются в пространстве, вступая в контакт друг с другом при помощи рук. При встрече с партнерами участники стараются прикасаться руками осторожно, чтобы не причинить вреда и никого не поранить.

Упражнение направлено на сплочение группы, снятие напряжения, получение опыта ответственности и доверия или недоверия к партнеру, развитие внимания к телесным ощущениям. Оно дает возможность исследовать телесные проявления доверия и недоверия участников. Количество участников может быть любое.

 5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 40 минут.

 Методы: Игра «Джунгли», анализ упражнения с точки зрения общения.

Игра «Джунгли»

Группа делится на две части. Одна подгруппа играет роль археологов, другая — роль местных жителей.

Первая подгруппа играет роль заблудившихся археологов. Они выполняют следующую инструкцию.

Группа археологов отправилась на поиски древнего города и заблудилась в джунглях. Они не смогли добраться до назначенного места встречи, где их должен был ждать вертолет. Окружающая густая растительность не дала им возможности связаться с оставшейся частью группы. Когда в начале экспедиции археологи летели к месту назначения, то видели сверху населенный пункт и реку. Когда их спасут, неизвестно, поэтому они решают пробираться в сторону реки и населенного пункта. Через некоторое время они приходят в населенный пункт, но обнаруживают там только пустые хижины. Очевидно, местные жители ушли на охоту.

Задание 1

Выбрать вождя. Вождь должен провести обсуждение проблем, которые могут возникнуть в данной ситуации. Выбрать помощников вождя, ответственных за питание, охоту, наблюдение, защиту от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а также парламентеров для общения с местными жителями.

Вторая подгруппа играет роль местных жителей. Они выполняют следующую инструкцию.

Местные жители проживают в бамбуковых хижинах. Они промышляют охотой и рыболовством. Питаются также корнями растений.

Задание 1

Выбрать вождя и его помощников, ответственных за налаживание жизни, за питание, охоту, наблюдение, защиту от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а также парламентеров для общения с археологами. Наладить быт. Собраться и уйти на охоту.

Задание 2 (для обеих подгрупп)

Местные жители возвращаются с охоты и видят непрошеных гостей в своих хижинах. Возникает конфликтная ситуация. Местные жители не могут понять объяснений заблудившихся археологов, так как говорят на своем наречии.

Задача археологов — вступить в контакт с помощью мимики и жестов, показать свои добрые намерения, извиниться за незаконное вторжение и попросить приютить их на время.

Задача местных жителей — решить, что им предпринять в этой ситуации: выгнать непрошеных гостей или разрешить остаться. Обсудить условия присутствия гостей в их поселении, если будет принято решение дать заблудившимся приют.

Игра направлена на ознакомление с ролевой структурой группы — выявление лидеров и ведомых подростков. Обычно в ходе игры возникают группировки, отражающие реальные отношения в группе. Игра помогает отработать навыки отстаивания собственного мнения, противостояния давлению группы. Возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые подгруппы.

6. Завершение работы. Продолжительность — 5 минут.

Цель: Отработка навыка разговора о чувствах.

Методы: Обмен впечатлениями.

 

 

Hosted by uCoz