Цель: Формирование навыков коммуникативной компетентности. 1. Начало работы. Продолжительность — 10 минут. Цель: Создание рабочей атмосферы в группе. Методы: Разговор о чувствах, об итогах прошедших занятий. Информационное вступление на тему «Что такое общение». Инструкция участникам: «Ребята! Мы все является социальными существами, поэтому взаимодействие с окружающими — необходимая часть нашего существования. Мы постоянно оказываемся в окружении разных людей. Среди них есть самые близкие люди: родители и друзья, а есть люди, с которыми нам приходится сталкиваться в коллективе при выполнении разных совместных задач, например в учебе. Стиль взаимодействия с этими людьми может быть очень разным, он зависит от характера человека, его прошлого опыта, уровня развития навыков коммуникативной и социальной компетенции. На этом занятии мы поговорим о разных сторонах общения, сможем получить навыки эффективного взаимодействия с окружающими». Что такое общение Общение — это процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга (А. А. Бодалев). Любое общение начинается с установления контакта. Прежде чем вступить в контакт с партнером, человек «считывает» информацию: зрительную, слуховую, кинестетическую и т. п. Затем происходит когнитивная переработка информации, в результате которой производится сравнение с собственным предыдущим опытом. Полученная информация интерпретируется, и человек получает ответ, как вести себя с данным партнером. Для того чтобы расположить собеседника к себе, вызвать его доверие и интерес, в распоряжении человека имеются вербальные и невербальные средства коммуникации. К невербальным средствам принято относить улыбку, контакт глазами, организацию пространства общения (дистанцию). К вербальным — комплименты, «ритуальные» фразы, открытые и закрытые вопросы. Разговор людей друг с другом можно выразить в виде несложной схемы: Вербальное общение = слова. Невербальное общение = выражение лица, поза тела, мышечный тонус, дыхательный ритм, тон, интонации. К элементам, составляющим общение, можно отнести: тело (движения, внешний вид, форма); ценности — представления о том, что должен делать человек, а что — окружающие его люди; органы восприятия: глаза, уши, нос, рот и кожа; способность говорить: голос, слова; интеллект — переживания, знания человека. Таким образом, чтобы эффективно общаться, человек должен уметь внимательно слушать собеседника (активное слушание), представлять себе внутренний мир другого человека, уметь вставать на его позицию и сопереживать (эмпатия), конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, владеть искусством продуктивной конфронтации и компромисса, уметь принимать решения. Принято выделять три типа общения: 1. Деловой (формально-ролевой тип общения) — общение, направленное на достижение определенной поставленной цели. Рамки общения ограничиваются инструкциями делового общения. Личные мотивы, чувства, цели не предусматриваются. 2. Открытое личностное общение — общение ради полного раскрытия и развития индивидуальных способностей и потенциальных возможностей друг друга 3. Трансактный (манипулятивный) тип общения. Манипуляция — использование партнерами друг друга для удовлетворения собственных потребностей — подразумевает неравенство общающихся (доминирование — подчинение). Выделяют три стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. 1. Коммуникативная (информационная сторона общения). Слово «коммуникация» (communico) означает «делаю общим, связываю, общаюсь». Термин имеет два значения: 1) «Коммуникация» понимается как смысловой аспект взаимодействия — обмен информацией между людьми, оказывающий взаимное влияние на их поведение, состояние, отношения. В этом случае коммуникация предполагает передачу сведений, 2) «Коммуникация» понимается как эквивалент слова «общение». По типу отношений между участниками коммуникацию подразделяют на межличностную, публичную, массовую. 2. Интерактивная сторона общения. Это построение общей стратегии взаимодействия, необходимыми условиями для которой являются: 1) единая система кодирования и декодирования информации у 2) существование контекста, определяемого характеристиками совместной деятельности участников общения; 3) особенности их межличностных взаимоотношений; 4) социальные роли, предписывающие тот или иной способ поведения и общения в данной ситуации. 3. Перцептивная сторона общения. Это процесс формирования образа другого человека, заключающийся в «прочтении» за физическими характеристиками его психологических свойств, особенностей поведения и выборе адекватных способов общения с ним. 2. Разминка. Продолжительность — 10 минут. Цель: Осознание компонентов общения. Методы: Ведущий дает информацию по теме «Общение». Упражнение «Найди пару». Упражнение «Найди пару» Участники сидят в круге. По сигналу ведущего нужно поменяться местами. Для этого предварительно без слов необходимо установить контакт глазами. Упражнение «Движение в паре» Участники становятся в круг. По команде ведущего начинают ходить по кругу. Затем по команде «раз» останавливаются. Каждый должен, не сходя с места, найти себе пару. Затем по команде «два» партнеры в каждой паре начинают делать одинаковые движения. По команде «три» пары распадаются, и участники снова ищут себе партнера. По команде «четыре» участники начинают двигаться одинаково с партнером. Необходимо четное число участников. 3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 20 минут. Методы: «Мозговой штурм» на тему «Возможные способы общения». 4. Разминка. Продолжительность — 10 минут. Методы: Игра «Броуновское движение». Игра «Броуновское движение» Участники закрывают глаза и хаотично двигаются в пространстве, вступая в контакт друг с другом при помощи рук. При встрече с партнерами участники стараются прикасаться руками осторожно, чтобы не причинить вреда и никого не поранить. Упражнение направлено на сплочение группы, снятие напряжения, получение опыта ответственности и доверия или недоверия к партнеру, развитие внимания к телесным ощущениям. Оно дает возможность исследовать телесные проявления доверия и недоверия участников. Количество участников может быть любое. 5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 40 минут. Методы: Игра «Джунгли», анализ упражнения с точки зрения общения. Игра «Джунгли» Группа делится на две части. Одна подгруппа играет роль археологов, другая — роль местных жителей. Первая подгруппа играет роль заблудившихся археологов. Они выполняют следующую инструкцию. Группа археологов отправилась на поиски древнего города и заблудилась в джунглях. Они не смогли добраться до назначенного места встречи, где их должен был ждать вертолет. Окружающая густая растительность не дала им возможности связаться с оставшейся частью группы. Когда в начале экспедиции археологи летели к месту назначения, то видели сверху населенный пункт и реку. Когда их спасут, неизвестно, поэтому они решают пробираться в сторону реки и населенного пункта. Через некоторое время они приходят в населенный пункт, но обнаруживают там только пустые хижины. Очевидно, местные жители ушли на охоту. Задание 1 Выбрать вождя. Вождь должен провести обсуждение проблем, которые могут возникнуть в данной ситуации. Выбрать помощников вождя, ответственных за питание, охоту, наблюдение, защиту от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а также парламентеров для общения с местными жителями. Вторая подгруппа играет роль местных жителей. Они выполняют следующую инструкцию. Местные жители проживают в бамбуковых хижинах. Они промышляют охотой и рыболовством. Питаются также корнями растений. Задание 1 Выбрать вождя и его помощников, ответственных за налаживание жизни, за питание, охоту, наблюдение, защиту от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а также парламентеров для общения с археологами. Наладить быт. Собраться и уйти на охоту. Задание 2 (для обеих подгрупп) Местные жители возвращаются с охоты и видят непрошеных гостей в своих хижинах. Возникает конфликтная ситуация. Местные жители не могут понять объяснений заблудившихся археологов, так как говорят на своем наречии. Задача археологов — вступить в контакт с помощью мимики и жестов, показать свои добрые намерения, извиниться за незаконное вторжение и попросить приютить их на время. Задача местных жителей — решить, что им предпринять в этой ситуации: выгнать непрошеных гостей или разрешить остаться. Обсудить условия присутствия гостей в их поселении, если будет принято решение дать заблудившимся приют. Игра направлена на ознакомление с ролевой структурой группы — выявление лидеров и ведомых подростков. Обычно в ходе игры возникают группировки, отражающие реальные отношения в группе. Игра помогает отработать навыки отстаивания собственного мнения, противостояния давлению группы. Возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые подгруппы. 6. Завершение работы. Продолжительность — 5 минут. Цель: Отработка навыка разговора о чувствах. Методы: Обмен впечатлениями. |