Подпись: Занятие 7. Стресс- и проблемопреодолевающее поведение. Способы самопомощи в преодолении стрессов и решении проблем.

Цель: Ознакомление с процессом оценки последствий стрессовой и проблемной ситуации. Тренировка навыков самопомощи в преодолении стрессов и решении проблем.

Инструкция участникам:

«Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о проблемах и о том, как сделать их своими друзьями. Когда мы страдаем от проблемы, мы обычно смотрим на нее как на врага, как на несчастье, которое приносит только горе. Однако проблемы, помимо страданий, одновременно оказывают нам помощь. Они могут быть нам полезны, облегчая решения других проблем и предоставляя нам новую полезную информацию, которую нельзя было получить никак иначе. Поэтому каждый раз, сталкиваясь с проблемой, можно говорить себе: «У тучки есть светлая сторона!» Тогда нам откроются новые возможности для решения проблемы. Сегодня мы познакомимся с несколькими способами самопомощи в разрешении проблем».

Оценка последствий стрессовой и проблемной ситуации

Когда человек сталкивается со стрессовой или проблемной ситуацией, у него всегда возникают сложности в выборе стратегии поведения. Прежде чем принять решение, ему необходимо оценить происходящие процессы. Условно эту оценку можно разбить на три этапа: первичная, вторичная и переоценка.

На первом этапе (первичная оценка) делается заключение о ситуации как о приятной (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т. д.) или нейтральной. В зависимости от того, как была оценена ситуация, у человека возникают соответствующие эмоции (положительные, отрицательные), влияющие на его поведение.

Следующим этапом оценки (вторичная оценка) является рассмотрение альтернатив преодоления ситуации: дать немедленный поведенческий ответ или подумать о выборе стратегии поведения. Этот выбор зависит от возможностей человека (ресурсов личности) и предшествующего опыта преодоления стрессовых и проблемных ситуаций. Человек мысленно прокручивает свой предыдущий опыт преодоления проблемы (Что мне может помочь? Кто может помочь? Как я это делал раньше?) и принимает решение.

Если у человека есть возможность и время, он может отсрочить принятие решения, продолжить свои размышления о событии, повторно рассмотреть его и еще раз оценить (стадия переоценки). Во время переоценки человек может увидеть какие-то дополнительные факты, которые могут изменить его мнение о событии, повлиять на выбор другой стратегии пове­дения.  .

1.       Начало работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Создание рабочей атмосферы в группе, навык анали­за изменений в себе.

Методы: Обмен чувствами, обсуждение применения новых навыков.

2.       Разминка. Продолжительность — 5 минут.
         
Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение «Если бы ты был хиппи...».

Оборудование: Мяч, листы бумаги, ручки.

Упражнение «Если бы ты был хиппи...»

Участники бросают мяч по кругу со словами: «Если бы ты был хиппи, на твоей футболке было бы написано...» (и добавляют надпись, которая, по их мнению, подходит этому человеку). Участник, которому брошен мяч, должен сказать, согласен ли он надеть футболку. Игра проводится до тех пор, пока каждый из участников не получит футболку с надписью.

Упражнение направлено на дальнейшее сплочение, разви­тие эмпатии, разрядку. Количество участников — любое.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.

Цель: Разрешение стрессовых и проблемных ситуаций, осознание ответственности за собственный выбор.

Методы: Ролевая игра «У моего друга проблема», упражнение «Чему меня научила проблема».

Оборудование: Листы бумаги, ручки, ватман, фломастеры.

Ролевая игра «У моего друга проблема»

Ведущий приглашает к участию в сценке добровольцев. Необходимо выбрать участников на роли школьника-подростка, у которого есть какая-то проблема, и его друга или подруги, которая хочет ему помочь преодолеть ее. Все остальные члены груп­пы изображают окружение подростков: школьников-сверстников, учителей, родителей. Эти персонажи могут появляться по желанию самих добровольцев или по предложению ведущего.

Ведущий мотивирует участников на разыгрывание ситуаций из их реальной жизни. Если ребята стесняются, ведущий может сам предложить им условия проблемной ситуации. Ведущий объясняет, что ребята могут искать пути выхода из этих ситуаций, используя следующую схему:

1. Сформулируйте, в чем состоит проблема.

2. Чем мне угрожает эта ситуация, если я в нее ввяжусь? Чем моему другу угрожает эта ситуация, если я не помогу?

3. Вспомните, были ли похожие проблемы в жизни раньше.

4. Перечислите возможные варианты разрешения этой ситуации.

5. Какие выгоды можно получить, если предпринять определенные варианты разрешения ситуации?

6. Какие сложности могут возникнуть в случае выбора того или иного варианта разрешения ситуации?

7. Есть ли в моем распоряжении необходимые условия или средства для успешного разрешения этой ситуации?

Возможные варианты разыгрываемых ситуаций

Ситуация 1

Школьница Катя узнает, что ее подруга Вера попала в компанию ребят, употребляющих наркотики. Вере дали покурить марихуану, она не смогла отказаться. Вера испугалась и не хочет больше идти в эту компанию, но «друзья» преследуют ее и угрожают все рассказать ее родителям. Вера не знала, что делать, и обратилась за помощью к своей подруге Кате.

Ситуация 2

У школьников Пети и Гриши очень много приятелей. Среди них есть настоящие друзья, с которыми мальчики хотят общаться, а есть ребята, с которыми они не хотят дружить. Петя и Гриша пытались не общаться с этими ребятами, но слова не действуют. Им угрожают физической расправой.

Ситуация 3

Школьник Миша две недели переписывался с девушкой Светой по Интернету. Они договорились встретиться на лавочке перед кинотеатром. Миша приходит на место встречи и видит, что там сидит другой парень. Он объясняет ему ситуацию и просит уйти. Парень отказывается. Сначала парень просто ведет себя нагло, затем лезет драться. Света приходит в тот момент, когда ребята дерутся. Она говорит Мише, что с драчуном встречаться не хочет, и убегает. Расстроенный Миша приходит за советом (как помириться со Светой) к своему другу Васе.

Упражнение «Чему меня научила проблема»

Ведущий просит участников вспомнить какую-то недавнюю проблему, в результате которой они получили новый ценный опыт, и ответить на вопросы:

 Что это была за ситуация и как она разрешилась?

 Если решение этой проблемы научило вас чему-то важному, то что это было?

 Представьте себе, что через несколько лет вам зададут тот же вопрос. Как вы думаете, что вы ответите?

 Представьте, что через много лет, когда у вас будут дети и внуки и вы решите передать им опыт, полученный в результате решения этих проблем, о чем вы им расскажете?

4.       Разминка. Продолжительность — 10 минут.
          
Цель: Разрядка, раскрепощение.

Методы: Упражнение «Бег сороконожек».

Упражнение «Бег сороконожек»

Участников просят встать по росту, начиная с самого высокого. Затем первый участник просовывает левую руку между своих ног, тот, кто стоит сзади, берет его за руку правой рукой, а свою «левую руку тоже просовывает между своих ног. И так все остальные. В итоге получается целая цепочка. Затем очень аккуратно, чтобы цепочка не порвалась, участников просят сде­лать тур по комнате.

Упражнение дает возможность ощутить целостность группы, помогает снять напряжение, вызывает смех и веселье. Количество участников может быть любое.

5.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 25 минут.
          
Цель. Отработка навыков оценки ситуации.

Методы: Упражнения «Список проблем», «Личный план решения проблем».

Упражнение «Список проблем»

Участникам дается инструкция написать на листе бумаги список проблем. Кроме того, ведущий просит их подумать и записать ответы на следующие вопросы:

 Какую из этих проблем вы считаете необходимым разрешить в первую очередь?

 Чего вы хотите добиться в результате?

После того как эта часть задания выполнена, ведущий орга­низует дискуссию на эту тему. Затем он просит каждого участника написать «Личный план решения проблем».

Ведущий говорит участникам, что проблемы в жизни — это нормальное и неизбежное явление. Поэтому для того, чтобы решать проблемы, прежде всего необходимо поверить в то, что выход изданной ситуации может быть найден. Жизненные проблемы не всегда связаны с угрозой жизни человека. Чаще всего они являются нормальной ситуацией, несущей в себе изменения. Для составления личного плана участникам предлагается схема «Шаги составления личного плана».

Ватман со схемой «Шаги составления личного плана» под­готавливается заранее.

Шаги составления личного плана разрешения проблем

1. Определите, действительно ли данная ситуация является проблемой.

2. Подумайте, какая вам нужна информация или средства для решения проблемы. Соберите дополнительные сведения. Выберите самое главное.

3. Определите обстоятельства и факторы, мешающие разрешению ситуации.

4. Поставьте желаемую цель.

5. Запишите на листе бумаги все возможные варианты решения проблемы. Пишите любые самые нелепые варианты, приходящие вам в голову, не стараясь оценить, правильные они или нет, и не принимая окончательного решения.

6. Примите решение.

7. Изучите последствия принятия решения: что мне это даст? Будет ли проблема полностью решена? Какие положительные последствия возникнут? Какие отрицательные последствия возникнут? Как я могу себя наградить в случае решения проблемы?

Из всех вариантов решения проблемы выбирается тот, который полностью способен разрешить ситуацию и увеличить положительные последствия.

Упражнение направлено на осознание собственных установок, резервов и возможностей разрешения проблем. Количество участников может быть любым.

6. Завершение работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Развитие навыка разговора о чувствах.

Методы: Обмен чувствами, анализ полученного опыта

 

Hosted by uCoz