Подпись: Занятие 5. Понятие зависимости. Зависимость - иллюзорный способ ухода от решения проблем. Причины возникновения зависимости.

Цель: Дать объективную информацию о действии психоактивных веществ, сформировать собственное отношение к алкоголизму и наркомании.

1. Начало работы. Продолжительность — 5 минут.

Цель: Вхождение в атмосферу группы.

Методы работы: Обмен чувствами.

Лекция

«Проблемы злоупотребления психоактивными веществами»

Понятие зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)

Наркотик — психоактивное вещество, включенное в официальный государственный список наркотических средств и психоактивных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте. Понятие «наркотик» является медицинским, социальным и юридическим.

В их перечень входят социально опасные психоактивные вещества, способные даже при однократном употреблении вызвать измененное состояние сознания или нарушения психического реагирования, быстрое формирование зависимости от них.

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) наркомания относится к разряду психических заболеваний. У больного появляются признаки аутодеструктивного поведения (стремления к саморазрушению). Зависимость от психоактивных веществ — это состояние, в котором человек начинает зависеть от каких-либо веществ, влияющих на настроение. Оно возникает как патологическая реакция на принятие психоактивных веществ. Психоактивные вещества изменяют химизм головного мозга и таким образом влияют на чувства и поведение человека.

Биопсихосоциодуховная модель зависимости

Зависимость от психоактивных веществ — это расстройство биопсихосоциодуховного характера, так как на него оказывают влияние четыре основные измерения человеческой жизни.

«Био» — биологическое, то есть затрагивает тело. Некоторые люди рождаются с физиологическим статусом, который обусловливает высокую вероятность их попадания в зависимость от наркотика. Наркомания наносит телесный ущерб.

«Психо» — психическое, то есть затрагивает ум и душу. От определенных взглядов и убеждений может зависеть, станет человек наркоманом или нет. Зависимость меняет ваше восприятие себя, других и всего мира.

«Социо» — социальное, касающееся взаимоотношений с людьми. Социальная среда влияет на развитие зависимости. Зависимость ослабляет взаимоотношения с другими людьми и ухудшает качество жизни человека в социальном пространстве.

«Духовное» затрагивает смысл и цели жизни. Человек теряет смысл своего существования и не испытывает стремления к чему-то большему, чем собственная жизнь.

Зависимая личность болезненно реагирует на прекращение употребления ПАВ, влияющих на настроение (состояние в период отнятия наркотика). Физический синдром отнятия происходит потому, что тело зависимого человека нуждается в приеме наркотика и реагирует физиологически, когда его нет. Психологический синдром отнятия происходит потому, что без наркотика наркоман несчастен, испытывает чувства страха, потери. Социальные симптомы в период отнятия наркотика возникают потому, что социальное взаимодействие с другими людьми без наркотика проходит болезненно (Т.Горский).

При возникновении зависимости от психоактивных веществ наблюдаются:

 Потеря контроля над их употреблением.

 Непреодолимое влечение принять алкоголь или наркотик.

 Безуспешные попытки снизить дозу или прекратить употреблять ПАВ.

 Употребление в больших количествах или в течение более дли­тельного периода времени, нежели намеревался человек.

Анозогнозия (отрицание заболевания) — защитная эго-структура, в основном неосознаваемая, которая позволяет индивиду не видеть связи между употреблением ПАВ и последствиями.

Синдром зависимости включает:

 синдром психической зависимости, при котором больной испытывает навязчивое влечение к наркотику, постоянно возвращается в мыслях к нему и путям его приобретения;

 синдром физической зависимости, который складывается из компульсивного, непреодолимого Стремления употребить наркотик и абстинентного синдрома — выраженного состояния психосоматического неблагополучия, возникающего при отмене наркотика.

Факторы риска употребления подростками ПАВ

Биологические факторы риска:

 патология головного мозга;

 фактор наследственной отягощенности (психическое заболевание у родителей, алкоголизм, наркомания);

 фактор нарушенного развития (наличие черепно-мозговых травм, хронических соматических заболеваний).

Социально-психологические (психогенные) факторы:

 фактор нарушенной семейной системы (неполные семьи, вновь созданные семьи и т. п.);

 патогенный тип воспитания (все разрешается, слабый контроль или его полное отсутствие, эмоциональное отвержение — гипопротекция; диктат, чрезмерно жесткий контроль — гиперпротекция);

 родители сами злоупотребляют или являются алкоголиками, наркоманами.

 слабые социальные связи семьи, отсутствие ее принадлежности к какой-либо группе, низкий уровень образования у родителей;

 отсутствие ясных норм и правил в семье, проявление антисоциального поведения, насилие в семье.

Личностные факторы риска:

 ощущение собственной незначимости, ненужности;

 недостаточный самоконтроль и самодисциплина;

 неспособность осознавать и адекватно выражать свои чувства;

 тенденция к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение;

 непринятие и недопонимание социальных норм и ценностей;

 низкая самооценка и неуверенность в себе;

 отсутствие смысла жизни.

Предпосылки употребления психоактивных веществ

Биологические — изменение химического баланса мозга.

Психологические — низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, закрепощенность, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих и т. д.

Социальные — высокий уровень социальных проблем в обществе; экономическая выгода от продажи наркотиков; приемлемость в культурной среде употребления некоторых веществ; трудности в общении; неумение противостоять давлению общества и т. д.

Духовные — низкий уровень духовности общества, отсутствие смысла и целей в жизни.

Возможные причины первых опытов употребления ПАВ: естественное любопытство, желание просто попробовать, активный поиск новых видов удовольствия, неумение сказать «нет», трудности в понимании собственных границ, неосознанное желание убежать от сложностей жизни, отсутствие знаний о действии психоактивных веществ на организм и т. п.

Возможность выздоровления

Наркомания — хроническое заболевание, которое характеризуется периодами обострений и ремиссий. При правильном лечении ремиссии могут быть очень длительными — несколько лет и даже всю жизнь. Выздоровление пациента возможно, но для этого необходима длительная работа по программе выздоровления и личностный рост. Пациент должен признать наличие проблемы, обратиться за помощью, программа выздоровления должна касаться всех четырех аспектов заболевания.

2. Разминка. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Снятие напряжения, сплочение, разрядка.

Методы: Упражнения «Вещи, дарящие радость», «Игра с газетами».

Оборудование: Несколько газет.

Упражнение «Вещи, дарящие радость»

Участников просят сесть удобно, закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха и вспомнить о тех вещах, которые когда-либо дарили радость и хорошее настроение. Далее участников просят мысленно выбрать вещь, наиболее приятную в данный момент. Возможно, это будут капли дождя на лепестках роз, или уютное тепло своей постели, или освежающий прыжок в прохладу реки или озера жарким днем. Ведущий просит участников припомнить свои чувства в этот момент счастья (в течение одной минуты). Теперь пусть образ этого события (или предмета), подарившего радость и хорошее настроение, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но ощущение радости останется.

Упражнение «Игра с газетами»

Для этой игры требуется несколько газет. Группу просят разбиться на пятерки. Двойную газету разворачивают и кладут на пол. Необходимо попытаться всем впятером встать на этот «островок», не разрывая газеты. Обычно это удается пятерке без проблем. Тогда ведущий предлагает поэкспериментировать: какова должна быть минимальная величина «острова», чтобы все пятеро на нем уместились (3 минуты).

3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 35 минут.

Цель: Ознакомление с объективной информацией о действии психоактивных веществ.

Упражнение «Узел проблем-

Ведущий задает участникам вопрос, что произошло с теми узелками, которые они завязывали на первом занятии. Если подростки стесняются говорить о своих проблемах, ведущий должен подать пример и рассказать о своих «узелках» Постепенно ведущий должен мотивировать всех участников на включение в работу.

Групповое обсуждение позволяет ведущему перевести разговор на проблемы, возникающие при зависимости от психоактивных веществ. Для этой цели он предлагает ролевую игру «Мой друг — наркоман».

Игра «Мой другнаркоман»

Ведущий просит принять участие в сценке двух добровольцев. Одному из них, Вите, предлагается сыграть роль наркомана, а другому, Васе, — его друга, не употребляющего наркотики. Задача Вити — уговорить Васю попробовать наркотик. Задача Васи — найти возможность отказаться любыми доступными ему способами.

Игра «Причины употребления психоактивных веществ»

Ведущий предлагает участникам разбиться на две команды. Каждая из команд методом мозгового штурма разрабатывает плакат «Причины употребления психоактивных веществ» и представляет его группе. Полученные результаты обсуждаются. Ведущий вплетает в контекст игры достоверную информацию о психоактивных веществах, используя лекцию (см. мате­риалы на стр. 171—174). Ведущий своим примером задает тон открытого, серьезного обсуждения данной проблемы.

4.       Разминка. Продолжительность — 10 минут.
         
Цель: Сплочение, отдых.

Методы: Упражнение «Как все».

Упражнение «Как все»

Группа получает задание, чтобы каждый постарался написать название такого дня недели (вкусного блюда, цвета), как большинство.

Упражнение направлено на развитие эмпатии, сплочение группы.

5.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 20 минут.
         
Цель: Осознание собственной роли и ответственности в отношениях с ПАВ.

Методы: Упражнение «Послание миру».

Оборудование: Ватман, ручки.

Упражнение «Послание миру»

Группа делится на подгруппы (две или три) в зависимости от количества учащихся. Каждая подгруппа получает задание: подготовить проект «Предотвращение употребления наркотиков среди молодежи». Задача участников — подготовить речь для представления проекта, лозунги, нарисовать плакаты со схемой действия. Ведущий поясняет, что они имеют полную свободу выбора мер предупреждения наркомании.

Для разработки проектов участники могут использовать принципы «мозгового штурма». Затем каждая команда по очереди выступает со своими предложениями.

Упражнение направлено на выработку активной жизненной позиции, осознание собственной ответственности за решение данной проблемы.

6. Завершение работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Навык разговора о чувствах.

Методы: Обмен впечатлениями.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz