Подпись: Занятие 4. “Я-концепция”, самооценка, отношение к себе. Самоэффективность.

Цель: Знакомство с понятиями «Я-концепция», «самоэффективность». Обучение навыкам формирования позитивной самооценки и самоэффективности.

1. Начало работы. Продолжительность — 4 минуты.

Цель: Вхождение в атмосферу группы.

Методы: Обмен чувствами.

Инструкция участникам

«Ребята! У вас сейчас сложный период перехода от детства к взрослости. В это время с вами происходит много разных изменений, в том числе меняется ваше представление о самих себе, о собственной личности. Ваше впечатление о себе складывается из оценок, которые дают окружающие вас люди. Так формируется ядро вашего «Я» — «Я-концепция». Сегодня мы поговорим о вашем отношении к себе, самооценке и навыках повышения самоэффективности».

«Я-концепция» совокупность представлений человека о себе самом, система его самооценок (эмоционального отношения и оценки различных сторон своей личности) и тех форм поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками.

На представление подростка о себе влияет то, как его воспринимают значимые для него люди — родители и сверстники. Представление человека о себе воздействует на всю его жизнь. Подростки, имеющие позитивную «Я-концепцию», легче преодолевают стрессы, справляются с проблемами.

Самоэффективность — степень осознания человеком эффективности своего поведения, умение управлять поведением и контролировать его для достижения определенных жизненных целей.

2. Разминка. Продолжительность — 30-60 секунд.

 Цель: Расслабление, разрядка, позитивные эмоции.

 Методы: Упражнение «Волчок».

Упражнение «Волчок»

Участникам дается задание найти свободное место и вращаться, как волчок, по часовой стрелке. Можно нараспев произносить звук «и-и-и». Скорость вращения может быть любая, подходящая участникам группы.

Данное упражнение помогает взбодриться, снять напряжение. Если у кого-то закружилась голова, можно предложить ему выбрать какой-либо предмет на уровне глаз и фиксировать на нем свое внимание при каждом повороте, а также снизить скорость вращения.

3.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.
         
Цель: Формирование навыка позитивного отношения к себе.
            
Методы: Упражнения «Безусловное принятие себя», «Все мои радости и печали».

Упражнение «Безусловное принятие себя»

Участникам дается инструкция сказать вслух самим себе: «Я принимаю себя таким, как я есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я принимаю себя со всеми проблемами и горестями. Я принимаю себя со всеми счастливыми моментами и радостями!»

После этого ведущий просит участников прислушаться к ощущениям, которые возникают в теле при произнесении этих слов. В какой части тела отзываются эти фразы? Легко ли их произносить? Что мешает принимать себя со всеми достоинствами? Что помогает? (30 сек).

После того как участники мысленно ответили на эти вопросы, ведущий просит повторить за ним следующую фразу: « Я прощаю себя за ... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю себя безусловно и принимаю таким, каков я есть, со всеми достоинствами и недостатками».

Участники обмениваются впечатлениями от упражнения.

Упражнение «Все мои радости и печали»

Ведущий просит участников представить в левой руке все свои недостатки, проблемы, горести, а в правой — достоинства, награды, радости. Какие ощущения в ваших руках? Одинаковые или какая-то из них легче, а какая-то тяжелее?

Ведущий дает инструкцию соединить ладони вместе, прислушаться к ощущениям (15 секунд), затем соединить только кончики пальцев и снова прислушаться к ощущениям. После упражнения группа обменивается чувствами.

Упражнения направлены на формирование позитивной самооценки, повышение самоэффективности.

4. Разминка. Продолжительность — 15 минут.

Цель: Формирование ощущения значимости собственных слов и жестов.

Методы: Упражнения «Разговор через стекло», «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях».

Упражнение «Разговор через стекло»

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание без слов позвать в кино вторых, вторым — выяснить у первых задание по математике. Первые номера не должны знать, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Затем проводится обсуждение, смогли ли участники понять друг друга, договориться.

Упражнение «Шарады»

Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, остальные отгадывают. Участник, угадавший фразу, становится изображающим.

Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях»

Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на любую заданную тему, но при этом они сначала стоят в разных концах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Упражнения направлены на ощущения значимости собственных слов, жестов, на развитие межличностного взаимодействия, отработку навыков невербальной коммуникации. Количество участников может быть любым, кратным 2.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.

Цель: Знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности.

Методы: Упражнение «Карта моей души».

Материалы: Бумага (бланки), фломастеры.

Упражнение «Карта моей души»

Участникам дается инструкция нарисовать карту своей души, представив ее произвольным образом, например, в виде земного шара, материка, острова или чего-то еще. Необходимо дать названия объектам, находящимся на карте. Затем рисунок показывается группе, участник рассказывает о своем рисунке.

Упражнение дает возможность побыть с самим собой и направлено на формирование «Я-концепции», более глубокого отношения друг к другу. Количество участников — 5—20 человек.

6. Завершение работы. Обмен впечатлениями. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Завершение занятия. Отработка навыков адекватного самоотношения, развитие самоэффективности.

Методы: Упражнение «Я есть...»

Упражнение «Я есть...»

Участники получают инструкцию громко произнести вслух «Я» и прислушаться к своим ощущениям в теле. Какие ощущения в теле? Где фраза отзывается в теле? Есть ли какие-то препятствия при ее произнесении? Что это? (30 секунд).

Затем ведущий дает инструкцию по очереди произнести фразы: «Я есть! Я есть (имя участника, например, Вика), Я (имя участника) есть». После произнесения участники прислушиваются к своим ощущениям в теле. В конце проводится обсуждение.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz