Подпись: Занятие 6. Стресс и жизненные трудности. Стресс-преодолевающее поведение. Разрешение проблем. Эффективные и неэффективные способы совладания со стрессом.

Цель: Знакомство с понятиями «стресс», «стресс-преодолевающее поведение». Обучение способам эффективного разрешения проблем.

Инструкция участникам:

«Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «стресс» и способами его преодоления. Принято считать, что стресс оказывает разрушительное действие на человека. Однако разные стадии стресса оказывают разное влияние на организм. Первая стадия стресса (эустресс — активирующий стресс) считается умеренной и, наоборот, мобилизует все жизненные силы человека. Деятельность человека оказывается более успешной, чем в состоянии покоя. На второй стадии стресса (дистресс — разрушительный стресс) напряжение становится слишком сильным, возникает торможение и чрезмерная суетливость. Организм человека подвергается демобилизации, дезорганизации, начинается процесс его разрушения. Таким образом, чтобы чувствовать себя хорошо, человеку нужно научиться пользоваться преимуществами эустресса и избегать дистресса. В состоянии эустресса пульс учащается до 90—100 ударов в минуту, при дистрессе — свыше 100 ударов. При эустрессе дыхание усиливается, при дистрессе — учащается. При эустрессе наблюдается покраснение кожи, при дистрессе — побледнение или появление бело-красных пятен. При эустрессе возникает чувство жара, при дистрессе — озноб. При эустрессе улучшается способность к концентрации, переключению и распределению внимания, при дистрессе возникают трудности с управлением вниманием. При эустрессе память улучшается, при дистрессе — ухудшается».

Обычно люди стараются преодолеть стресс тремя способами:

 пытаясь изменить восприятие проблемы;

 пытаясь изменить ситуацию, породившую проблему;

 пытаясь справиться со стрессом, который эта проблема порождает.

Г.Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

1. Стадия тревоги или напряжения, на которой мобилизуются адаптационные ресурсы организма.

2. Стадия резистентности, или сопротивления, на которой осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам.

3. Стадия истощения, на которой энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты сломлены. Человек не имеет больше возможности защищаться.

Незначительное стрессовое воздействие может быть даже полезным, поскольку мобилизует силы организма, но если оно не прекращается, адаптационные возможности человека дают сбой.

1.       Начало работы. Продолжительность — 10 минут.
         
Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.

Методы: Разговор о чувствах, об итогах прошедших занятий. Информационное вступление на тему «Что такое стресс».

2. Разминка. Продолжительность — 10 минут.  

Упражнение «Сиамские близнецы»

Каждый участник находит себе партнера одного с ним роста, встают спина к спине, опираясь друг о друга.

Задание: не отрываясь друг от друга, медленно скользить вниз в общем ритме, пока партнеры не сядут на пол. Затем так­же вместе нужно подняться вверх. Может быть любое четное количество участников.

Упражнение направлено на снятие напряжения, установление контакта с другими людьми, способность понять другого человека.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 40 минут.

Цель: Осознание основных стрессоров.

Методы: Упражнения «Пять моих главных стрессоров», «Ситуации, вызывающие стресс», «Узел проблем-2».

Упражнение «Пять моих главных стрессоров»

Необходимо написать на листе бумаги 5 основных стрессовых событий за последнее время. Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы:

Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности?

Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается?

Оно поддается контролю или нет?

Упражнение «Ситуации, вызывающие стресс»

Участникам дается задание подробно описать стрессовую ситуацию и свое поведение в ней. Для этой цели необходимо заполнить таблицу.

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Узел проблем-

Ведущий предлагает вспомнить про «завязанные узелки проблем». Просит участников поделиться своими успехами и не­удачами. После того как вызываются добровольцы, он предлагает разобрать ситуации успешного разрешения проблем. В результате разворачивается оживленная дискуссия. Ведущий записывает эффективные способы решения проблем на ватмане.

4.       Разминка. Продолжительность — 5 минут

Ведущий указывает на одну из участниц группы, представляя ее как хозяйку, которая пригласила всех в гости. У нее в доме развелась моль, задача участников — помочь хозяйке избавиться от моли. Далее ведущий просит участников убить по 10 штук моли и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по предметам в помещении и т. п.

Упражнение на снятие усталости и напряжения.

5.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 20 минут.
         
Цель: Выделение основных стратегий поведения человека в проблемных и стрессовых ситуациях (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание; см. гл. 1.2.).                           Методы: Игра «Таможенники и контрабандисты».

Игра «Таможенники и контрабандисты»

Группа делится на две команды: одна — таможенники, другая — контрабандисты.

Все контрабандисты по очереди проходят через таможню. В какой-то из переходов один из них должен пронести конверт. Таможенники не имеют права обыскивать контрабандистов, но могут задавать вопросы. Задача таможенников — догадаться, у кого из контрабандистов был конверт. Задача контрабандистов — найти такую стратегию поведения, чтобы спокойно пройти с конвертом таможню. Для этого требуются нестандартные подходы к выполнению задания. Игра повторяется несколько раз — до тех пор, пока все контрабандисты не совер­шат попытку пройти таможню.

Игра подробно обсуждается, выделяются стратегии разре­шения проблем.

6. Завершение работы. Продолжительность — 5 минут.

Цель: Обмен чувствами. Завершение работы.

 

 

 

Ситуации

Мысли

Действия

Чувства

Поведение

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

Hosted by uCoz