Подпись: Занятие 2. Создание мотивации на формирование здорового жизненного стиля. Знакомство с личностными особенностями. Целостная структура личности. Личность и характер. Сходство и различия.

Цель: Закрепление мотивации на участие в программе. Знакомство с особенностями собственной личности. Осознание целостности и многогранности личности, сходства и различия отдельных людей.

1. Начало работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Введение в тему занятия.

Методы: Обмен чувствами, упражнение «Волшебные ладошки».

Оборудование: Бумага, ручка.

Инструкция участникам:

«Ребята! Сегодня мы познакомимся с понятием «характер». В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой — характер накладывает отпечатки на все поступки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру.

В системе отношений принято выделять четыре группы черт характера (Г.В.Резапкина):

1. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и т. п.).

2. Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и т. п.).

3. Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность и т. п.).

4. Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость...).

Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать отзывы о своем характере или характере других людей. Взрослые часто говорят: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!» Давай­е разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Их роль для человека может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми. Одни и те же черты характера могут помогать или мешать человеку в разных случаях, приводить к успеху или неуспеху в разных жизненных ситуациях. Например, желание помогать людям — замечательное качество. Однако если человек начинает навязывать свою помощь окружающим, которые в ней не нуждаются, качество становится отрицательным».

Характер — наиболее устойчивые черты человека, практически не поддающиеся изменениям (С.Л.Рубинштейн). Почти у всех подростков, как и у большинства взрослых, обнаруживаются акцентуации характера. Акцентуации характера — «крайние варианты его нормы, при которых одни черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Каждый тип характера имеет «точки наименьшего сопротивления», благодаря которым подросток чувствует себя наиболее уязвимым в определенных ситуациях» (А.Е.Личко, 1983):

Аутичный — ситуации оперативного принятия решений. Необходимость завязывать неглубокие контакты с людьми.

Болезненный — ситуации, требующие мобилизации усилий и выносливости: болезнь или смерть, близких, разговоры о смерти.

Гипертимный — ситуации лишения возможности широких контактов, одиночество и монотонная работа, жесткий контроль, чрезмерная опека, отсутствие доверия окружающих.

Демонстративный тип — ситуации, в которых подросток не оказывается в центре внимания.

Застревающий — ситуации, когда подростка пытаются обидеть, покушаются на его авторитет.

Комформный — ситуации смены стереотипов (новые люди с непривычными идеями, образом жизни, манерами) и ситуации, не регламентированные референтной группой.

Лабильный — ситуации грубого обращения, равнодушия к эмоциональному состоянию подростка, черствости окружающих, отсутствия теплых эмоциональных связей.

Неустойчивый — ситуации бесконтрольности, отсутствия перспективы наказания за проступки.

Педантичный — ситуации, требующие оперативного принятия решений, оперативных действий, выбора. Повышенные нагрузки и ответственность, возлагаемые на подростка.

Сензитивный — обвинения в непорядочных с точки зрения подростка поступках (предательстве, доносах, вранье). Публичные указания на его физические или другие недостатки.

Циклоидный — ситуации резкой и глубокой смены состояний. Ситуации, когда от подростка в депрессивном состоянии требуют характерного для него «нормального» поведения.

Упражнение «Волшебные ладошки»

Каждому участнику раздается по два листка бумаги. Он пишет свое имя, затем на одном листе обводит карандашом свою левую ладошку, на другом — правую ладошку. На каждом пальце левой ладошки предлагается написать все положительные качества, на правой — все отрицательные. Затем рисунки пускаются по кругу, и каждый может между пальчиков дописать другие качества автора рисунка.

С одной стороны, данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой — показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.

2.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 20 минут.
         
Цель: Знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности.

Методы: Упражнение «Круг субличностей».

Материалы: Бумага (бланки), фломастеры.

Инструкция участникам:

«Ребята! Наверное, вы часто обращали внимание, что в разных жизненных ситуациях: в школе, дома, на улице — вы ведете себя по-разному. Дело в том, что наша личность многогранна. В ней одновременно могут уживаться разные, иногда прямо противоположные частички. Некоторые стороны вашей личности могут казаться вам совершенно неподходящими. И вам хочется просто избавиться от них.

На самом деле не бывает плохих и хороших характеров. Почти у каждого из нас могут быть некоторые слабые места, которые нам необходимо знать, чтобы строить дружеские отношения со сверстниками и взрослыми. Можно узнать свой характер и научиться использовать его в своих целях. Чтобы узнать, из каких частичек состоит ваш характер, я попрошу вас выполнить следующее упражнение».

Упражнение «Круг субличностей»

Нарисуйте круг, разделите его на шесть секторов. Перечислите на листе бумаги все сокровенные желания, приходящие вам в голову (иметь много денег, быть общительным и т. п.). Выберите из списка шесть самых важных для вас желаний. Дайте им названия (умник, бездельник и т. д.).

Упражнение направлено на формирование «Я-концепции», осознание сторон собственной личности и выработку их принятия и позитивного отношения, формирование более глубокого отношения к друг другу. Количество участников — 10—20 человек.

3. Разминка. Продолжительность — 5 минут.

Упражнение «Перетягивание»

Участники делятся на две команды по какому-либо общему признаку. Каждая команда выстраивается в цепочку, держась за руки. В течение трех минут команды пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Побеждает команда, которая первая перетянет противника.

4.       Работа по теме занятия. Продолжительность — 35 минут

Упражнение «Налаживание отношений»

Две команды расходятся по разным помещениям и формулируют и записывают на ватмане характерные особенности (позитивные и негативные) другой подгруппы, выявленные в предыдущем упражнении «Перетягивание». После завершения процесса ведущий предлагает дискуссию на тему: «Позитивные и негативные черты характера».

Рисунок «Структура личности»

Ведущий просит каждую из команд сделать рисунок на тему: «Структура личности». На рисунке должна быть изображена подробная схема, иллюстрирующая ответ на вопрос, из чего состоит личность.

После упражнения участники обмениваются своими чувствами. Проводится обсуждение происходящего. Техника направлена на выявление и налаживание отношений между членами группы, сплочение группы.

5.       Разминка. Продолжительность — 10 минут
         
Цель: Формирование позитивной «Я-концепции».
          
Методы: Упражнение «Комплименты».

Участникам необходима поддержка в поиске позитивных сторон личности.

Упражнение «Комплименты»

Участники разбиваются на пары. В каждой паре участники по очереди рассказывают о себе что-то хорошее. Затем каждая пара должна положительно представить друг друга группе.

6. Завершение работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Развитие навыка внимательного отношения к себе.

Методы: Медитация «Я — это Я», обмен впечатлениями.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты с медитативной музыкой.

Медитация «Я это Я»

Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они не были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые и грубые, правильные и неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, Я смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что делала, как Я думала и как чувствовала. Я вижу, что это вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я — это Я, и Я — это замечательно.

 

Hosted by uCoz