К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями относятся: ресурсы личности (Я-концепция; интернальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы; аффилиация; эмпатия; позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, вере; духовность; ценностная мотивационная структура личности) и ресурсы социальной среды (окружение, в котором живет человек, а также его умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку). Представление человека о себе, или Я-концепция, в процессе взросления должна быть заменена на новую, соответствующую особенностям возраста. С точки зрения формирования адаптационных механизмов следует рассматривать Я-концепцию как важнейший личностный ресурс. Процессы формирования Я-концепции и других психологических механизмов адаптации к социальной среде осуществляются параллельно, оказывая выраженное влияние друг на друга. Я-концепция является словно сконструированным образованием, отражает как возрастные, так и индивидуальные особенности и включена во множество связей и отношений с другими феноменами развития человека. Интернальный локус контроля, или умение контролировать свою жизнь и брать ответственность за нее, является личностным ресурсом, на основе которого формируется адаптационное поведение. Именно от этого ресурса во многом зависит выбор варианта адаптации к социальной среде и жизненный стиль человека. По мнению Д.Роттера (автора данного понятия), субъективный контроль, или локус контроля, представляет собой «определенную степень восприятия людьми событий, зависящих либо от собственного поведения (интернальный локус контроля) или от других людей, судьбы, удачи (экстеральный локус контроля)», а также трактуется как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого». Доказано, что люди с внутренним (интернальным) локусом контроля проявляют большую когнитивную активность, более эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации, чем «экстерналы». Возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды и собственное поведение, тесно связаны с когнитивным развитием человека. Оно базируется на изменениях Я-концепции и формировании зрелого мышления. При этом необходимо учесть, что в подростковом и юношеском возрасте когнитивные процессы не статичны, а представляют собой динамичный процесс, ведущий от незрелости к зрелости, на который влияют биологические, индивидуальные факторы и опыт взаимодействия со средой. Процесс когнитивного развития происходит на различных уровнях и представляет собой развитие способности критически и концептуально мыслить. В процессе развития конкретного мышления и получения эмпирического опыта ребенок, подросток, а затем уже молодой человек приобретает способность мыслить абстрактными категориями, символами и гипотетическими измерениями. В то же время формируются более реалистические планы на будущее. Когнитивные процессы принимают участие в становлении личностной идентичности. Способность формировать альтернативные объяснения и рассматривать различные перспективы приводит к социальной адаптации и возможности решать более сложные проблемы. Когнитивное развитие влияет на формирование навыков преодоления проблем и межличностной, коммуникативной эффективности. Негибкость и ограниченность поведенческих стратегий в детстве в большинстве случаев сменяется более адекватными творческими и эмпатическими навыками во взрослом периоде. Самоуважение, самоэффективность, являющиеся продуктом развития когнитивных процессов, создают возможность адекватно реагировать на стрессовые ситуации и справляться с ними. Стремление быть вместе с людьми, умение сопереживать — аффилиация и эмпатия — являются коммуникативными личностными ресурсами, влияющими на поведение человека. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает и усугубляет стресс. Аффилиация неразрывно связана с эмпатией, которая определяется как постижение чужого эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Это — целостный процесс, включающий физиологический, кинестетический, аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты, существенно и положительно влияющий на качество общения и позитивные личностные изменения. Она является одним из ключевых факторов в развитии социального взаимопонимания, просоциального поведения и выступает важнейшим ресурсом преодоления стресса. Человек переживает любое свое состояние через призму сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества является знаком нарушения этой сети, знаком утраты жизненно важного во внутреннем мире личности (Амбрумова А.Г., 1996). Социальная поддержка — это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства (Cobb S.,1976). Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между различным количеством людей, по крайней мере, двумя — донором поддержки и ее реципиентом (получателем) и является функцией социальных сетей, которые характеризуют социальную среду личности. Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. Они включают различные взаимоотношения между людьми, способствующие поддержанию здоровья (Glossary Health..., 1990; Steptoe A., et.al., 1994; Quick J.D., et.al., 1996). Люди, получающие эффективную социальную поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, более устойчивы к развитию заболеваний, поэтому важную роль в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций играет социально поддерживающий процесс, включающий в себя три звена: 1. способность индивида находить людей, готовых оказать ему помощь — поиск социальной поддержки; 2. наличие структур, способных оказать поддержку (члены семьи, друзья, значимые другие, члены общественных организаций и т.д.) — сети социаль 3. способность человека принимать помощь от окружающих — восприятие социальной поддержки. Выделяют следующие типы социальной поддержки: □ эмоциональная или интимная — забота о другом, доверие и сопереживание ему; □ инструментальная или материальная — помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами; □ информационная — содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета; □ обратная связь или поддержка в форме оценки — оценка исполнения после разрешения проблем. К компонентам социальной поддержки относятся: □ структура (семейный статус, число друзей, связи с родственниками, членами формальных и неформальных организаций и т.д.); □ функции (эмоциональная, оценочная, информационная, ресурсная); □ эффект (удовлетворенность поддержкой) (Wills T.A.,1985). Социальная поддержка смягчает воздействие стресса высокой интенсивности, выступает как буфер между стрессором и человеком. Высокая социальная поддержка нейтрализует негативное влияние стресса высокой интенсивности и обеспечивает сохранение здоровья. Низкая социальная поддержка при стрессе высокой интенсивности не оказывает буферного эффекта, что приводит к ухудшению здоровья. Социальная поддержка содействует процессам преодоления стресса в трех направлениях: за счет повышения самооценки; благодаря помощи других людей в изменении стрессовой ситуации; путем включения оценки значимого другого в свою систему, что меняет эмоциональный ответ на действие стрессогенного фактора и позволяет увидеть ситуацию «другими глазами» (Tois P.A., 1986). С.Кохен и С.Сайм полагают, что социальная поддержка снижает негативное действие стресса и увеличивает положительное путем повышения самооценки, усиления прочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость к болезням (Cohen S., Syme S., 1985). Феномену социальной поддержки и ее влиянию на адаптацию индивида в стрессовой ситуации посвящено множество исследований. Т.А.Вилле было установлено, что помощь членов семьи и друзей оказывает наиболее важное влияние на совладающее поведение человека (Wills T.A., 1987). Существует связь между социальной поддержкой и эффективностью лечения пациентов с зависимостями. Сравнительный анализ результатов исследования людей, прекративших курить и продолжающих курить, показывает, что продолжающие курить в основном общаются с социальным окружением, обеспечивающим поддержку курения. Прекратившие курить приобретали социальную поддержку из окружения некурящих (DuClemente С.С, Prochaska J.O., 1985). Пациентам с зависимостью от алкоголя свойственно эффективное восприятие поддержки со стороны партнеров по алкоголизации, которые имеют определенные возможности в плане приобретения алкоголя и его приема (Beatty W.W., 1993; Both B.M., 1992; LongabaughR.M., 1993). На группе больных наркоманией была изучена взаимосвязь между импульсивностью, эмпатией, жизненным стилем и участием пациентов в работе 12-шаговой группы самопомощи. Исследования показали, что эмпатия способствует продолжительности воздержания и участия в работе группы. Эмпатия рассматривается как необходимая составляющая успешного участия в программе. Импульсивность способствует длительному употреблению наркотиков и повышает риск рецидива (McCown W., 1990). Существует огромное количество методик, направленных на выявление и измерение различных видов социальной поддержки. Их обилие и разнообразие затрудняет выбор наиболее эффективного инструмента для проведения научных исследований. В 1979 году Л.Беркман и С.Сим разработали «Индекс социальной сети» — опросник, измеряющий источник социальных контактов в сферах: «семья», «родственники», «религиозное общество» и «общественные организации» (Berkman L., Sim S., 1979). Чуть позже была создана «шкала социальной связи», в которой оценивались качественные и количественные аспекты социальной поддержки, относящиеся к работе, финансам, семье, собственному здоровью, собственной личности и обществу в целом. Шкала состоит из 18 пунктов. Время работы со шкалой — 7 минут (Markpflan M., 1981). Можно также отметить «опросник социально-поддерживающего поведения», разработанный в 1981 году, с помощью которого определяется частота получения социальной поддержки от окружающих и восприятие этой поддержки респондентом (Ваггега М.,1983); «шкалу социальной поддержки», включающую субшкалы дружеской, семейной поддержки, поддержки, получаемой от соседей и общественных организаций (Din A., 1981); «опросник социально-поддерживающих ресурсов», измеряющий размер, характеристики и структуру индивидуальной социально-поддерживающей сети (Vauks A., 1982); «опросник социальной поддержки» Саразона, определяющий восприятие числа лиц, оказывающих социальную поддержку, а также удовлетворенность социальной поддержкой (Sarazon B.R. et. al., 1983); «индекс социальной поддержки» Вилкокса измеряющий сферы эмоциональной, информационной и материальной поддержки (Vilckox В., 1981). В нашей работе применяется «многомерная шкала восприятия социальной поддержки» Зимета, разработанная в 1988 году. Она оценивает эффективность и адекватность социальной поддержки по трем аспектам: семья, друзья, значимые другие (Zimet G., 1988). |